В сентябре Новый Театр под руководством Эдуарда Боякова отметил свое двухлетие, представив спектакли репертуара – текущего и будущего. Всего за два года название театра – Новый – стало таким же привычным для москвичей и гостей столицы как, например, Малый или Большой. Поэтому, когда театралы спрашивают друг друга: «Какие премьеры в Новом?» или «Что сегодня вечером в Новом идет?», никто уже не уточняет адрес усадьбы Салтыковых-Чертковых на Мясницкой, 7 строение 2.
О планах на третий сезон художественный руководитель театра Эдуард Бояков, поэт Мария Ватутина, актриса Ирина Линдт, народные артисты РФ Леонид Якубович и Валентин Клементьев и режиссер Александр Легчаков рассказали в день рожденья Нового театра.
Эдуард Бояков:
За два года театр сформировал полноценный репертуар – в афише сегодня 11 спектаклей, еще 5 появятся в третьем сезоне. Хотя в театре нет постоянной труппы в традиционном понимании, сформировано творческое ядро – артисты, которые работают не в одном, а в целом ряде спектаклей. Важным результатом работы стало и превращение пространства – исторической усадьбы, на которую распространяются ограничения, связанные с тем, что это памятник архитектуры и культуры – в настоящее театральное пространство с современными технологиями и оснащением. Концепция театра предполагает не только развитие нашей любимой площадки, на которой мы выпустили первый наш спектакль «Гримёр» — его, кстати говоря, посмотрели почти 50 000 зрителей! – но и показ спектаклей на больших площадках. Мы играем «Лавра» на огромной сцене театра Армии, «Скупого» — на сцене «Маски» и театра Эстрады. Говоря о текущем репертуаре, надо особо отметить проект «Поэзия.doc» — спектакли о поэтах Марии Ватутиной, Игоре Караулове, Анне Ревякиной и Анне Долгаревой.
Мария Ватутина:
В проект «Поэзия.doc» входят четыре спектакля с участием четырех поэтов. Это современные поэты с внятной общественной позицией, поэты, которые сегодня со своей страной. Эти поэты имеют свою аудиторию не такую уж и маленькую. На спектакли цикла приходит множество людей. Они в конце встают, плачут, скандируют. Потому что поэтическое слово аккумулирует в себе наше бытие и формулирует смыслы, которые в поэтической форме быстрее доходят до сознания людей. Становится понятней не только своя жизнь, но и жизнь страны. В спектаклях рассказывается биография поэта, но не так, как в анкете, а художественно. У каждого поэта на первый план выходит своя сторона жизни, разные перипетии. Спектакль дает возможность понять как рождается поэзия.
Эдуард Бояков поделился информацией о внерепертуарных проектах, которые были реализованы в минувшем сезоне: выставка «Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом» в Новой Третьяковке (авторы Эдуард Бояков и Михаил Розанов), лекторий в Новом Театре и в Новой Третьяковке с участием известных мыслителей, деятелей культуры и священнослужителей, музыкальный перформанс в рамках Московского экономического форума с программой группы ЛАВРА. И, разумеется, IX фестиваль «Традиция» в музее-заповеднике Захарово. Важной частью жизни театра были гастроли – Новый Театр побывал в Санкт-Петербурге, Сызрани, готовится к поездке в Салехард со спектаклем «Скупой», в котором главную роль играет Леонид Якубович.
Леонид Якубович отметил важные моменты в творческой концепции Нового Театра, который, по мнению народного артиста, возрождает традиции русского театра.
Леонид Якубович:
К большому сожалению, современный театр нередко напоминает литературно-драматическую композицию: четыре доски и две девочки, которые читают текст. Тот старый русский театр от Федора Волкова, дошедший до нас в легендах, сегодня в Новом Театре возрождается. Лицедейство классическое потому и классическое, что показывает действие в интерьерах и костюмах той эпохи, когда это было написано, но при этом не теряет актуальности содержания. Я не убежден, что следует радикально пересматривать классику. Да, меняется философия, меняется язык. Но тогда надо писать современные пьесы и ставить их. Я говорю так не потому, что переживаю за то, что видел в молодости, а потому что приходят дети, новые поколения. Человек говорит на хорошем русском языке, потому что он читает много хороших книг. Это база. Если он не прочитает книги, не увидит хорошие спектакли и кинофильмы, в результате мы получим человека, говорящего на сленге. Глубже и умнее русского языка – нет. Возрождение классики в ее исходном виде — это задача Нового Театра. Да и театра в принципе.
Представляя планы на будущий сезон, Эдуард Бояков продолжил тему, поднятую Якубовичем. Две работы, которые будут показаны уже этой осенью демонстрируют различные подходы к классике. «Розовое платье» Наталии Мошиной, своего рода сиквел «Трех сестер» Чехова продолжает чеховскую тему, развивая ее и во многом переосмысливая. «Не все коту масленица» Островского – напротив, пример строгого следования каноническому тексту классика. Еще один проект связан с оригинальной интерпретацией двух повестей Пушкина – «Выстрел» и «Метель». Кроме того, театр собирается выпустить спектакль в жанре театрализованного бала, также основанного на классической русской традиции.
Представили эти проекты исполнительница главной роли в «Розовом платье» Ирина Линдт, режиссер спектакля «Не все коту масленица» Валентин Клементьев и режиссер балов и спектаклей по Пушкину Александр Легчаков.
Ирина Линдт о «Розовом платье»:
Хорошая литература всегда про человека, про его боль, падения, взлеты. Когда есть это — есть главное. В «Розовом платье» — судьба женщины, Натальи Прозоровой. Мы смотрим на события пьесы Чехова глазами другого персонажа. Чтобы узнать правду, надо услышать обе стороны. И тогда происходят невероятные открытия, которые не приходят в голову, когда смотришь или читаешь чеховскую пьесу. Это сложная работа. Она требует большего, чем простое понимание материала. За каждым абзацем – момент судьбы. Здесь надо сыграть очень глубоко. Но я надеюсь, что у нас получится.
Валентин Клементьев о «Не все коту масленица»:
Эдуард Бояков всем известен как новатор, создавший театр «Практика», где шли самые современные острые пьесы. И вот сегодня он строит театр, который занимается исследованием истории: «Лавр», «Скупой» Мольера, Чехов, Чайковский, «Гримёр», основанный на прозе Лескова, — все это исторический театр. «Государев венец», «Столыпин» — страницы русской истории. И вот теперь Островский. Лучшего проводника в жизнь 150-летней давности не найти. «Не все коту масленица» — один из его шедевров. Эта комедия не имеет такой яркой сценической истории, как некоторые другие его пьесы. Причина в том, что не так просто смотреть на описанные им события через призму того времени. Островский показал в этой комедии систему взаимоотношений, построенную на Домострое – своде законов, по которому жили русские люди купеческого сословия. Мы делаем попытку непосредственно туда заглянуть. Отсюда наше отношение к тексту: осовременить его невозможно. Нельзя даже с современной интонацией произнести, так как через текст мы воспроизводим архетип человека того времени. Серьезный вызов. Надеюсь, что Господь Бог и Островский нам помогут.
Александр Легчаков о балах и Пушкине:
Идея балов пока в разработке. Возможно, главным героем станет Станиславский – ведь это именно театральный бал. «Выстрел» и «Метель» — краеугольные повести Пушкина. Я вижу их в логической последовательности. В конце «Выстрела» главный герой отказался от мести. Он прощает своего обидчика. И вот тогда начинается «Метель» – новый период жизни, где сам Бог устраивает все так, как должно. В таком контексте никто этого не решал. «Метель» – матричное произведение. Пушкинист Владимир Зазнобин, считавший Пушкина пророком Русской цивилизации, заявлял, что «Метель» — ответ на исторический вопрос: куда Россия придет? И ответ такой: Россия покрыта волшебным снегом. И какие бы ошибки мы не совершали, она придет туда, где будут открыты смысловые коды.
О спектакле «Хорошие фото с поминок», премьера которого запланирована на февраль 2025 года, и других проектах 2025 года Эдуард Бояков рассказал сам:
Эта пьеса про СВО. Два года я слышу разговоры о том, что театр далек от этой темы. Два года наблюдаю за попытками сделать какие-то конкурсы, спровоцировать движение – найти ответ на вопрос, какой должна быть современная драматургия, отражающая настоящие потрясения, которые мы сегодня переживаем. Сделать это в театре сложнее, чем в поэзии, где поэт как личность реагирует на событие лирическим высказыванием. Театр – не лирика, это эпическая вещь. Здесь должны возникнуть различные русла, чтобы мы получили полноценный спектакль. И должна быть пьеса – честная, талантливая, написанная ярко и современно. Война и театр противоположны. Но театру интересен человек на войне. И вот мы увидели, что такая пьеса появилась – «Хорошие фото с поминок» Ольги Погодиной-Кузминой. И она будет в афише нашего театра. Также мы продолжаем работать над прозой Андрея Рубанова – «Хлорофилия» и «Авакум». Молодой режиссер Иван Рубцов репетирует спектакль под рабочим названием «Вещь в себе». Это выпускник курса Андрея Кончаловского, поступивший в Сретенскую духовную академию. Тесно работаем с МТС-Медиа. Очень много планов, связанных с кино. В том числе, драматургическая лаборатория «Полидрама», где идет работа над сценариями, которые мы предлагаем различным кино-платформам. – Вообще новостей о кино в следующем сезоне будет не меньше, чем о театре», пообещал в финале встречи художественный руководитель Нового Театра и пригласил всех на праздничное чаепитие с тортом.
Премьеры и проекты сезона 2024-2025 гг.
«Розовое платье» 31 октября, 16 и 28 ноября 2024 года
«Не все коту масленица» 14 и 26 ноября 2024 года
«Рождественский бал» декабрь 2024 года
«Хорошие фото с поминок» февраль 2025 года
«Хлорофилия» 2025 год
«Вещь в себе» 2025 года
«Выстрел» и «Метель» 2025 года