В начале декабря станут известны победители самой престижной ежегодной столичной премии в области гостеприимства и туризма «Путеводная звезда». Про историю, традиции и современные реалии проекта журналу «Вояж» рассказала заместитель начальника управления туризма – начальник отдела координации туристической деятельности комитета Григ Инесса Игоревна.
Григ Инесса Игоревна —
Заместитель начальника Управления туризма – начальник Отдела координации туристической деятельности Комитета
«Вояж»: Как возникла идея учредить конкурс для представителей туриндустрии и гастрономии?
Инесса Григ: Премия «Путеводная звезда» была учреждена еще Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы в 1999 году как некоммерческий профессиональный конкурс предприятий туристической и гостиничной индустрии Москвы. В мае 2023 года получила статус Премии Правительства Москвы в соответствии и с постановлением Правительства Москвы.
Для чего она нужна:
- повышение качества туристского и экскурсионного сервиса, гостиничного обслуживания;
- оценка эффективности новаторских методов в отрасли;
- поощрение новаторских инициатив;
- формирование положительного имиджа города как мирового туристского центра;
- как следствие, содействие увеличению туристских потоков в Москву.
В начале своей истории премия проводилась ежегодно 27 сентября и была приурочена ко Всемирному дню туризма – международному празднику, который был учрежден Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации в 1979 году. За годы существования премия Правительства Москвы «Путеводная звезда» стала ожидаемым и значимым событием в индустрии гостеприимства. За звание лучших ежегодно борются столичные отели, туристические компании, городские фестивали, гастрономические проекты, объекты туристического показа, представители СМИ и др. Победителей конкурса выбирают по оценкам профессионального экспертного жюри, рейтингам систем бронирования и оценкам участников голосования на портале «Активный гражданин».
«Вояж»: Был ли он таким масштабным, как сейчас или охватывал меньшее число сфер?
Инесса Григ: С учреждения Премии в 1999 году она была ориентирована, прежде всего, на туристические компании и гостиницы. Постепенно номинации Премии стали охватывать другие сферы и направления деятельности, связанные с туризмом: объекты туристического показа, гастрономические проекты, СМИ.
«Вояж»: Как изменилась премия «Путеводная звезда» за эти годы? Что появилось нового?
Инесса Григ: Премия развивалась вместе с городом. Большое значение при выборе номинаций и оценке претендентов имеет участие в продвижении событийного и гастрономического туризма. С 2019 года победители ряда номинаций определяется по итогам голосования на портале «Активный гражданин», в котором могут участвовать все жители города.
«Вояж»: Какие результаты принес конкурс? Есть ли статистика, демонстрирующая рост показателей туризма в Москве?
Инесса Григ: Премия способствует повышению качества туристического сервиса в Москве, что отражается и на показателях туристического потока. Так, с января по август 2023 года Москву посетили свыше 15,5 миллиона путешественников. Это уже на 10 процентов больше, чем за первые три квартала 2022 года. Индустрия гостеприимства является важной частью городской экономики. Траты путешественников за восемь месяцев оцениваются в 758,4 миллиарда рублей. Таким образом, в городской бюджет поступит 103,9 миллиарда рублей. Это 87 процентов от доходов за весь 2022 год. средняя загрузка гостиниц в городе достигла почти 80 процентов, что позволяет создать комфортные условия для дальнейшего развития рынка. Сегодня заполняемость столичных отелей приблизилась к оптимальной в сравнении с другими мировыми туристическими центрами.
«Вояж»: Как премия повлияла на победителей? Стали ли они более успешны на рынке в своей сфере?
Инесса Григ: Получение Премии улучшает имидж лауреатов, что делает их более привлекательными на рынке с точки зрения как клиентов, так и партнеров.
«Вояж»: Как подбирается жюри конкурса?
Инесса Григ: В жюри конкурса входят эксперты туристической отрасли: руководители отраслевых ассоциаций, ведущих туристических и гостиничных компаний, средств массовой информации.
«Вояж»: Когда было принято решение привлечь москвичей к выбору победителей в некоторых номинациях? С чем оно было связано?
Инесса Григ: Москва является туристическим направлением не только для гостей из других регионов, но и для самих москвичей. Ряд номинаций ориентированы на те сферы, в которых оценку могут дать сами москвичи как посетители, клиенты или пользователи: объекты туристического показа, гастрономические проекты, СМИ.
«Вояж»: Как голосование граждан отразилось на самой премии и результатах конкурса?
Инесса Григ: Голосование сделало Премию известной среди жителей столицы и повысило их внимание к индустрии гостеприимства. Победители голосования становятся лауреатами Премии, таким образом, москвичи могут непосредственно влиять на то, кто станет лауреатом.
«Вояж»: Есть ли какие-то прогнозы по итогам конкурса?
Инесса Григ: В этом году на Премию поступило более 470 заявок, что уже больше, чем в прошлом году. В 2023 году в конкурсе представлена 21 номинация – 17 основных и 4 специальных: Лучший экскурсовод, Лучший администратор гостиницы, специальный приз за вклад в развитие туристической отрасли города Москвы и специальный приз за вклад в развитие гастрономического туризма Москвы. Впервые в Премии представлены номинации: Лучший отель для семейного отдыха, Лучший клиентоориентированный отель, Лучший завтрак в отеле, Лучшая публикация о путешествиях по Москве, Лучший конгресс-отель.
«Вояж»: Есть ли планы что-то поменять в премии на следующий год? Появятся ли новые номинации? Может будет расширен охват участников?
Инесса Григ: Номинации Премии каждый год пересматриваются с учетом новых тенденций в туристической отрасли. Рассчитываем, что количество заявок на Премию в следующем году еще увеличится. Также будет рассмотрен еще более масштабный формат с учетом проведения юбилейного года Премии.