Старт осеннего сезона в московских музеях очень порадовал.  Помимо громких выставок в Третьяковке и Пушкинском нужно обязательно посмотреть новый проект в музее архитектуры имени Щусева на Воздвиженке (МУАР). Здесь, в анфиладе главного здания, до 14 ноября открыта выставка «Контуры глобальной эпохи» — графика Александра Дейнеки. Сама анфилада тоже прекрасна – высоченные потолки, шикарные люстры, барельефы на стенах.

Несколько ее залов и занимает выставка, которая состоялась благодаря кураторам московской галереи «Диалог» Михаилу Прозорову, он же директор галереи, в чьих фондах хранится основная часть графики Дейнеки, и Лидии Тарасовой.

Михаил Прозоров

Более 150 работ великого художника раскрывают его творчество с другой, более интимной стороны. Одно дело — увидеть результат, законченную работу, а другой — процесс – наброски, эскизы. Здесь, например, выставлен эскиз к картине «Оборона Севастополя», где матрос бросает гранату. Так вот, гранату на законченной работе бросает моряк, а вот на черновиках это была женщина. То есть благодаря таким вещам, можно проследить те моменты поиска, когда автор уже знает, что хочет, но все еще сомневается.

Основа экспозиции – графика, но есть на выставке и картины из Пушкинского музея и Третьяковской галереи, рядом с которыми выставлены эскизы этих произведений. Кстати, некоторые представленные в МУАРе работы – часть семейного архива художника, который частично был опубликован в ряде исследований и ни разу не был представлен в таком объеме и с таким полным обзором всего творческого пути автора.

После просмотра экспозиции обязательно зайдите в музейный сувенирный магазинчик. Он находится в этом же здании, на первом этаже. Во-первых, здесь много отличных книг по искусству и архитектуре, а во-вторых, выбор сувениров, приуроченных к разным выставкам, вас точно порадует. Стильные, качественные, сделанные со вкусом: блокноты, значки, наклейки, ручки и карандаши, кружки, толстовки, футболки. Отдельного внимания здесь заслуживает каталог к выставке «Контуры глобальной эпохи», к созданию которого причастна Елена Кузьмина, прекрасный дизайнер, явно вдохновлённый творческом Дейнеки и контентом выставки. Его белая обложка с графикой художника — будто чистый лист, руку к которому приложил сам маэстро. А что внутри — оцените сами, посетив музей и выставку.