Галерея современного искусства Alma Mater открывает выставку «Другой мир. Великая Красота». Экспозиция из 15 широкоформатных работ, выполненных художницей по имени Великая Красота, посвящена выражению свободы личности, поиску собственных корней и идентичности глубинной исторической памяти. Это размышление автора о «Древе жизни» и его сакральном коде — единстве человека, природы и космоса. В своих работах художница Великая Красота трансформирует древний код к современным реалиям и выстраивает взаимосвязь с утраченным миром, где природа и человек едины.
В древности существовало немало верований, связанных с деревьями. Самые известные — культы славянских волхвов и кельтских друидов. Образ дерева, как мифического «Древа жизни», проходит через историю всех древних цивилизаций. Миф о «Мировом Древе» связывает воедино три мира: мир людей, богов и подземного царства. «Древо жизни» присутствует в скандинавской, древнеиндийской, древнекитайской, древнеегипетской, древнееврейской, ацтекской религиях и мифологиях как символ возрождения, плодородия, гармонии между небом и землей.
— Это художественный проект, анализирующий мифологию и направленный на ее трансформацию к окружающему миру. В проекте исследуется психология и природа человека через современные художественные практики и приемы. Во все времена всегда были важны индивидуальный взгляд автора на актуальную реальность, экспрессивность, утонченность образов и используемая техника живописи, выстраивающие свою визуальную связь между прошлым и настоящим — рассказывает куратор выставки, основатель галереи Alma Mater Екатерина Кудрявцева.
Все работы художницы Великая Красота – диалог энергий природы, человека и космоса. Использование художницей в работах винтажных обоев, произведенных, как и любая бумага, из дерева, техники живописи пером и тушью — это связующие артефакты между эрой древних знаний и эпохой постмодернизма. Декорирование работ металлом — оммаж дарам волхвов, в числе которых было золото.
Великая Красота интегрирует человека в свои работы, отсекая цвет, оставляя только форму, живой силуэт корней вовлекает зрителя в мир взаимоотношений человека и деревьев. В серии «ЭнергоОбразы» художница соединяет энергию и образ в глубокую практику взаимодействия искусства, человека и энергии. В работах можно увидеть тело человека в натуральную величину, когда оно касается листа бумаги и оставляет на ней отпечаток своей энергии. Серия работ «Чувства» — это аллегория или импульс человеческой памяти и воспоминаниям. Работы этой серии — свидетельство глобальных взаимосвязей между прошлым, настоящим и будущим. В картинах «Без серии» показана метафорическая корневая система, которая служит основой для жизни, устойчивости и защиты.
Художница выражает свою субличность в образах деревьев, взаимодействуя с персонажами в сюжетах своих работ. В работе «Кокон» в центре изображена дочь художницы Лили — нежное и светлое создание, которое небольшими шагами входит в этот разнообразный мир, выходя из кокона опеки и взгляда всё дальше и дальше, познавая мироздание и себя. Кокон создан из метафорического образа матери и её взгляда. На создание этой работы у художницы ушло два года.
Особый интерес представляет работа «Я другое дерево» — автопортрет на стихи поэта-фронтовика Григория Поженяна «Я такое дерево». Здесь можно увидеть отождествление художницы с сакральным «Древом жизни» — сплетение тела и корней дерева показывает единение с природой. Еще один автопортрет «Открыть себя» — это тело Великой Красоты, вскрытое одним рывком свободы. На нем следы жизни художницы, шрамы как зарубки на стволе дерева, сделанные людьми, событиями, мыслями.
В диптихе «Дуальность» изображены две противоположности: мужчина и женщина, свет и тьма, добро и зло, ненависть и любовь, жестокость и нежность, молодость и старость. Интересная история связана с работой «Яблоки, которых больше нет». Это история семейной пары, которая после войны посадила яблоневый сад и ухаживала за ним на протяжении нескольких поколений. Потом главы семьи не стало, и сад погиб. В семье, в одном и том же листе бумаги из года в год, несколько лет хранили сушеные яблоки. На нем сохранились надписи: «Яблоки 1997 проверил, 1999, 2004 и т.д.». Сюжет произведения строится вокруг этой истории: на картине изображена сухая мертвая яблоня, как символ семейных традиций преемственности в нашем обществе. Картина «Яблоки, которых больше нет» имеет продолжение в работе «Память», написанной на бумаге из того же рулона. В современном мире, с развитием медийных технологий, восприятие человеком искусства теряет остроту и нарушаются связи между прошлым, настоящим и будущим. Поэтому художница Великая Красота всегда возвращается к традиционным средствам выражения, к своим корням, и черпает вдохновение в красоте и мудрости далекого прошлого.
Даты проведения: 28 апреля — 1 июня 2023
Место проведения: Галерея Alma Mater. Москва, ул. Нижняя Красносельская, д. 35, стр. 7.