В середине мая в российских кинотеатрах можно будет увидеть очень необычный проект — документальный фильм Дмитрия Шпиленка «Огненный лис». Его главными героями стали настоящие лисы — обитатели Кроноцкого заповедника на Камчатке, где картина и снималась. По сюжету, слабый и неопытный лисенок по имени Ветер влюбляется в рыжую красавицу Лаву — и эта любовь помогает ему выжить, стать сильнее и обрести семью. О том, насколько важны для нас фильмы, позволяющие прикоснуться к самым сокровенным тайнам дикой природы и открыть для себя родные красоты, мы спросили известного киноэксперта, главного редактора и редакционного директора журнала «КиноРепортер» Марию Лемешеву.

«Вояж»: Мария, вы уже видели «Огненного лиса?»

 Мария Лемешева: Да, мне удалось его посмотреть на моем любимом ММКФ, где он был представлен во внеконкурсной программе «Свободная мысль». И должна сказать, что «Огненный лис» — проект без преувеличения уникальный. Во-первых, это отличное семейное кино — обаятельное и доброе, в которое сможет влюбиться любой малыш. Во-вторых, ничего похожего вы нигде больше не увидите: фильм снимался на территории камчатского заповедника, куда простым зрителям попасть невозможно: даже съемочная группа состояла всего из двух человек, чтобы вмешательство в экосистему было минимальным. Анна и Дмитрий Шпиленок (автор сценария и режиссер) провели в заповеднике 26 месяцев и смогли собрать невероятный материал! И в-третьих, конечно, такие фильмы делают для нас далекое близким и помогают расширять наш туристический кругозор.

«Вояж»: Хотите сказать, что после «Огненного лиса» часть зрителей захочет увидеть Камчатку своими глазами?

 Мария Лемешева:  Безусловно! Кино — мощный инструмент для развития туризма, хотя пользоваться им в полной мере мы, пока что, не научились. Причем кинематограф популяризирует не только классические места отдыха (например, Краснодарский край и Калининград), но и открывает для нас абсолютно новые туристические места. Тот же «Огненный лис» — понятно, что именно в Кроноцкий заповедник никто туристов не пустит, однако для любознательных путешественников Камчатка приготовила множество неординарных приключений: тут и подъем на вулканы, и сплав по горным рекам, и рыбалка, и выход в океан, и «знакомство» с медведями… И так как такие фильмы, как проект о житье-бытье храброго лисенка, не просто дают возможность понаблюдать за чем-то экзотическим, но и заставляют влюбиться в природу Камчатки, невольно хочется стать частью этой красоты — хотя бы на несколько дней.

«Вояж»:  А с какими еще маршрутами знакомит нас современный российский кинематограф?

 Мария Лемешева: Их множество, но, думаю, что пальма первенства все-таки принадлежат Байкалу. Взять хотя бы франшизу «Лед»: после появления первого фильма в 2017 году поток туристов к «сибирскому морю» заметно вырос. И неудивительно: этот ромком снимался не в павильонах и не с помощью компьютерной графики, а на самом озере, в окружении невероятной, поистине бессмертной мощи и красоты.

«Вояж»: Если ничего не путаю, в последнее время Байкал появляется на экране все чаще и чаще.

 Мария Лемешева: Да, он всегда вдохновляет кинематографистов на нечто запоминающееся — вне зависимости от жанра. Поэтому буквально пару лет назад там были сняты «Байкал. Удивительные приключения Юмы» Анастасии Поповой, «Дух Байкала» Михаила Расходникова, «Поехавшая» Антона Маслова и т.д. Конечно, у советского кино всегда был интерес к этому краю: вспомним хотя бы великую драму у «У озера» Сергея Герасимова (1969). Однако сейчас «отношения» кинематографистов с Байкалом вышли на новый уровень — и я очень рада, что детское и семейное кино тоже не остается в стороне. Ведь такие фильмы как «Огненный лис» и «Юма» не только пробуждают в малышах любовь к четвероногим пушистикам или крошкам-нерпам, но и помогают формированию национальной идентичности.

 

«Вояж»: А если говорить об относительно новых направлениях в российском туризме — кино может помочь их развитию?

 Мария Лемешева: Конечно. Понятно, что пляжный отдых на берегу теплого моря всегда будет самым массовым. Однако люди должны знать, что есть альтернативы. Недавно вышел истерн Андрея Богатырева «Золото Умальты», инициатором и автором идеи которого стал губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев. Целью проекта было показать красоты этих мест и привлечь туристов. И я думаю, это удалось в полной мере. Есть варианты и куда экстремальнее — например, арктический туризм. Кстати, это одно из самых быстроразвивающихся направлений в нашей стране. По словам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, в 2023-м году Арктику посетили более 1 млн туристов — и это только начало. Впереди еще 130 новых проектов, цель которых — повышение туристической привлекательности региона. Да, конечно, это экстрим, хотя никто не будет заставлять вас ночевать в сугробе или лезть на экскурсию в берлогу к белым медведям. Но у крайнего Севера свое особое обаяние и своя красота — и познакомиться с ними как раз помогает кино. Во всю идет работа над сериалом «Челюскин. Первые» о легендарной экспедиции Отто Шмидта. И конечно, не могу не вспомнить прекрасный документальный фильм Леонида Круглова «В Арктику», снятый при участии Федора Конюхова. В нем мы видим все арктические архипелаги России, лежбища морских котиков, полет суровых северных орланов и т.д. Конечно, после такой ледяной поэзии невольно появляется искушение выбраться из-под теплого одела и отправиться в путешествие к бескрайним снегам!

«Вояж»:   С именем Федора Конюхова связан и еще один недавний фильм — «Повелитель ветра»…

 Мария Лемешева:  Да, это своего рода байопик великого российского путешественника (Конюхова в нем сыграл Федор Бондарчук, а режиссером стал Игорь Волошин). И этот проект тоже имеет отношение к нашему разговору, хотя непосредственно с туристическими направлениями он не связан. Фильм, скорее, направлен на пробуждение в зрителях азарта путешественника — а без такого этого туризма не бывает. Не менее важны для туристической отрасли и картины, которые продвигают туризм как образ жизни — например, роуд-муви Антона Маслова «Поехавшая». Здесь в центре сюжета героиня, которая не стала холить и лелеять свою депрессию, а села на велосипед и отправилась на велосипеде из Москвы в Магадан, а это более 10 тысяч километров по трассе. У девушки, кстати, есть реальный прототип, ее зовут Анна Смолина, так что история не высосана из пальца. И фильм притягателен тем, что он вовсе не идеализирует велопробег длиной в несколько месяцев: мы видим, что дождь-грязь-холод и поломки — обязательный спутники такого рода «экстрима». Зато радость преодоления и красота рассветов-закатов, с которыми ты соприкасаешься каждый день, с лихвой компенсируют тебе все беды. После таких картин действительно хочется куда-то рвануть прямо с порога кинотеатра. Пусть не на велосипеде — лишь бы на встречу новым ветрам!

«Вояж»: Мария, как вам кажется, количество таких фильмов будет увеличиваться в нашем кино?

 Мария Лемешева:  Надеюсь, что да. Понимаете, еще совсем недавно наш кинематограф был почти полностью столичным: более 90% проектов снимались в Москве и Санкт-Петербурге. Да, это выгодно с точки зрения бюджета: экспедиции всегда требуют больших денег. Но зрелищность при таком подходе, безусловно, страдала, поэтому сейчас действует сразу несколько программ, направленных, с одной стороны, на развитие регионального кинематографа, а с другой — на стимулирование съемок в различных городах. Так, возрожденная Свердловская киностудия, заинтересованная в том, чтобы кино снимали именно у них, они открыли курсы, готовящие представителей второго состава съемочных групп — теперь этих специалистов не нужно везти из Москвы, они есть в Екатеринбурге. Еще более «сильнодействующее средство» — практика рибейтов. Это возмещение части затрат, которые съемочная группа тратит в регионе: такие льготы уже действуют в нескольких регионах, и кинематографисты говорят, что условия очень выгодные. Так что, уверена, кинопутешествий на них экранах будет все больше и больше — и количество новых туристических маршрутов тоже будет расти.