Вы заметили, что 02.02.2020 – дата-палиндром, которая наступит совсем скоро? В «Геликон-опере» этот необычный день решили отметить не менее необычным способом и на 02.02.2020 назначили премьеру уникального спектакля «Туда и обратно». Это совместный проект «Геликон-оперы» и московского независимого Театра-студии «15», в котором все происходит ровно так, как написано в названии.
Режиссер-постановщик Дмитрий Бикбаев, называет спектакль «оперным киноколлажем в стиле буффа-нуар». Созданный под впечатлением от одноименного произведения Пауля Хиндемита, спектакль-коллаж «Туда и обратно» расскажет об удивительной и реальной истории, произошедшей с Чарли Чаплиным. Что ждет зрителя и при чем тут Хиндемит?
«Это спектакль-эксперимент. Он создается на контрастах, действие известных опер происходит в прямом и обратном порядке, поэтому мы решили его в соответствующем жанре. Буффа-нуар — это синтез двух противоположных понятий: «буффа» — оперного определения чего-то забавно и шутовского и «нуара» — кинотермина, обозначающего сложный, запутанный сюжет и гнетущую атмосферу. Более того, во время спектакля ведется съемка и зрители могут видеть все в режиме реального времени», — говорит автор проекта и режиссер-постановщик Дмитрий Бикбаев.
Согласно сюжету, Чарли Чаплин, в исполнении известного тележурналиста, актера и лауреата премии «ТЭФИ» Сергея Майорова, попытается «переснять» сюжеты величайших оперных произведений, чтобы не допустить уже известных всем меломанам «трагических финалов». Вместе с ним, на съемочной площадке окажется Малыш, которого Чаплин научит всему, что знает сам. Однако, как бы Малышу этого не хотелось, изменить ход вещей невозможно и все, что остается — это изменить к ним свое отношение. Оригинальный сюжет, нестандартные композиционные ходы, а так же использование современных медиа-технологий не оставят равнодушным ценителей как музыкального, так и драматического театра.
В спектакле прозвучит музыка из опер «Туда и обратно» (1927) П. Хиндемита, «Тоска» (1898) Дж. Пуччини, «Капулетти и Монтекки»(1830) В. Беллини, «Дидона и Эней» (1688) Г. Персёлла. В качестве музыкального руководителя над постановкой работал молодой композитор Арсений Черниченко. Арсений — основатель волонтерского проекта Первая Московская Студенческая Филармония и руководитель оркестра «Harmonia mundi».
«Скетч Хиндемита «Туда и обратно» вдохновил нас на то, чтобы перевернуть остальные оперы. В художественных целях я несколько месяцев перерабатывал музыкальный материал. Мы также нарушили хронологический порядок музыкальных эпох, двигаясь от неоклассицизма и экспрессионизма к барокко. Это очень амбициозная идея и я надеюсь, зрители и слушатели получат удовольствие от показа», — говорит музыкальный руководитель проекта Арсений Черниченко.
Дирижер-постановщик проекта — лауреат Международных конкурсов и участник XVIII Международного зимнего фестиваля «Площадь искусств» Филипп Селиванов прибыл на постановку из Санкт-Петербурга, где с 2017 по 2019 года был приглашённым дирижёром Михайловского театра.
«Туда и обратно» — мой дебют в «Геликон-опере». Я очень рад возможности принимать участие в творческом процессе: работать с оркестром и солистами, и с молодой командой постановщиков. Это очень интересный проект для меня как для дирижера и для музыкантов, так как за короткое время спектакля мы играем не одно произведение в его понятном стиле, а несколько очень разных. Моя основная задача — сделать так, чтобы оркестр играл по-разному, демонстрируя свое мастерство, равно как и солисты демонстрируют разные принципы и техники звукоизвлечения, при этом чтобы все звучало в едином гармоничном стиле». — говорит дирижер-постановщик Филипп Селиванов.
Над спектаклем работало два художника: художник – Ростислав Протасов и художник цифровых декораций — Михаил Ершов. В основе сценографии — съемочная площадка, со своей командой (роли исполняют артисты хора) и техникой. Прямо во время спектакля происходит съемка, так что зрители все смогут разглядеть все детали на больших экранах. Однако, не стоит опасаться чрезмерного упоминания мультимедиа-технологий, режиссер уверяет — подлинное искусство вечно.
За пластическое решение спектакля отвечает хореограф-постановщик Кирилл Ермоленко — заслуженный артист Российской Федерации, режиссер, премьер Кремлевского балета и «Teatrul de Balet Sibiu» (Румыния), автор новой для России техники балета «Progressing ballet technique». Автор либретто (спектакль исполняется на русском языке) – поэт, либреттист и драматург Антон Аносов.