22 марта 2021 года швейцарскому актеру Бруно Ганцу исполнилось бы 80 лет.
Самые известные роли актёра — ангел Дамиель в фильме «Небо над Берлином» Вима Вендерса и Гитлер в фильме «Бункер». Всего за свою кинокарьеру Ганц снялся в 100 различных фильмах и сериалах.
Бруно Ганц родился 22 марта 1941 года в Цюрихе. В возрасте 29 лет переехал в Берлин и стал работать в основанном Петером Штайном театре «Шаубюне». В 1999 году после съёмок фильма «Хлеб и тюльпаны» Ганц купил квартиру в Венеции, а последние годы своей жизни жил в Цюрихе.
Бруно Ганц снимался у Вернера Херцога, Вима Вендерса, Эрика Ромера, Тео Ангелопулоса, Фрэнсиса Форда Копполы и других.
Эти три города — Цюрих, Берлин, Венеция — стали ему родными.
О каких местах рассказывал Бруно Ганц в своих интервью и воспоминаниях, какие из них, фигурировавшие в фильмах, напоминают нам о Бруно Ганце и его таланте читаем в тексте:
Цюрих
В интервью Neue Zürcher Zeitung («Новая цюрихская газета») актер рассказывал, что, если бы ему предстояло сыграть Цюрих, он с большей вероятностью изобразил бы его, как комичного, забавного персонажа, нежели грустного. Неудивительно, ведь именно здесь он видел много кабаре, а первые выступления восемнадцатилетнего Бруно прошли в Cabaret Fédéral.
Бруно Ганц вырос в Зеебахе, районе на севере Цюриха, на окраине города. Мать актёра приехала из северной Италии, отец работал на заводе Maag.
Хотя последние годы своей жизни Бруно жил в Ау на левом берегу Цюрихского озера, своим домом он всегда считал Зеебах.
Одно из его любимых мест в Цюрихе — площадь Sechseläutenplatz, особенно похорошевшая после реконструкции в 2011 году. Ганц считал её самым красивым местом — особенно, когда там пусто, хотя это и большая редкость.
Кстати, название площади происходит от слова Sechseläuten, так называется традиционный городской праздник, который отмечается в апреле.
По словам Бруно Ганца, зал главного вокзала Цюриха всегда вызывал у него восхищение.
Цюрихский вокзал — не только самым большой, но ещё и самый старый вокзал Швейцарии. Он был построен в 1847 году по проекту известного швейцарского архитектора Густава Альберта Вегманна (1812-1858). В 1871 году было построено новое здание вокзала.
Когда Бруно Ганц вернулся в Цюрих много лет спустя, он отмечал, что многое в городе осталось прежним. Например, старые фасады зданий нравились гораздо ему больше, чем новые.
А вот башня Prime Tower пришлась ему не по вкусу.
Это самое высокое здание в Швейцарии — сверкающая, покрытая стеклом конструкция, возвышающаяся на высоте 105,5 метров над модным районом Западного Цюриха.
Кафе «Одеон» также было не тем, что прежде…считает Бруно Ганц.
Легендарное цюрихское Grand Café Odeon впервые открыло свои двери для посетителей 11 июля 1911 года. Это первое место, где шампанское можно было заказать бокалами, а не бутылками. Здесь бывали Владимир Ленин и Бенито Муссолини, Стефан Цвейг и Эрих Мария Ремарк, Уильям Сомерсет Моэм и Джеймс Джойс, Альберт Эйнштейн и ещё десятки деятелей культуры, науки и политики.
Бруно Ганц искренне восхищался архитекторами Херцогом и де Мероном из Базеля и их творениями. Он считал, что они смогли заново отстроить и Ау, и Цюрих, и вообще всю Швейцарию, поскольку не понаслышке знали, что такое современность, Баухаус и блочная архитектура.
Жак Херцог и Пьер де Мерон в Базеле в 1950 году основали собственную архитектурную мастерскую, с 1997 носящую название Herzog & de Meuron. Архитекторы — лауреаты Притцкеровской премии 2001 года.
Бизнес-центр «Роше» в Базеле, Швейцария (Roche Building)
Банхофштрассе, главная торговая улица Цюриха — одно из самых дорогих мест для шоппинга в мире — также была любима актёром. По его словам, в ней стало ещё больше жизни, чем было раньше.
В Цюрихе Бруно Ганц всегда ходил одними и теми же маршрутами, город он познавал из книги «Alles in Allem» швейцарского архитектора Курта Гуггенхайма, эдакой истории Цюриха в четырёх томах.
Венеция
В 1999 году в Венеции снимали фильм «Хлеб и тюльпаны», после съёмок которого Ганц задумался о переезде. К тому моменту он немного знал язык и любил эту страну, поскольку его мать была итальянкой. Более того, Венеция — лучшее, что он когда-либо видел в своей жизни.
В одном из интервью Ганц говорил: «Венеция — город, который существенно не меняется. Человек проживает в целостной и неповрежденной структуре другого времени. Здесь мало что изменилось и подстроилось ко времени, здесь нет высоких домов или новых зданий. Всё сохранилось так, как было когда-то сотворено, и такого больше нет нигде. Люди живут так, как жили в старину, и это что-то невероятное! Многие смотрят на Венецию, как на музей. Это полная глупость. Венеция — обычный, оживлённый город. Необычное здесь только то, что вы находитесь наравне с жителями того времени — здесь легко представить и увидеть, как здесь жили люди 500 лет назад, потому что, по сути, вы пользуетесь тем же транспортом, ходите по тем же улицам, любуетесь теми же фасадами».
Чтобы почувствовать современность, Бруно Ганц рекомендовал отправиться на остров Лидо, где есть машины, и автобусы.
В Венеции у Бруно Ганца не было собственной лодки, хотя в фильме «Хлеб и тюльпаны» мы видим, что он каждое утро отправляется на ней за своим внуком. Дело в том, что в этом городе есть четыре вещи, переходящие по наследству из поколения в поколение: пристань для лодки, купальная кабинка на Лидо, парковка на площади Пьяццале Рома и место на кладбище в Сан-Микеле.
Чтобы прогуляться по Венеции с Бруно Ганцем, рекомендуем к просмотру фильм «Хлеб и тюльпаны».
Прогулка по Берлину с ангелом
«Когда ребенок был ребенком, это было время вопросов. Почему я – это я? И почему я – это не ты? Почему я здесь? Почему не там? Когда началось время и где кончается пространство? Может, наша жизнь под солнцем – это всего лишь сон?» —из фильма Вима Вендерса «Небо над Берлином».
Режиссёр Вим Вендерс признался в любви Берлину, отправив Бруно Ганца в образе ангела Дамиеля ходить по его улицам и пустырям, гулять вдоль Берлинской стены и заглядывать в окна, подслушивать разговоры людей.
Фильм не только показывает зрителю город с высоты полёта ангела, но и открывает его виды до падения Стены.
Потсдамская площадь
Мало какое место претерпело столь серьёзные изменения после падения Стены — сегодня здесь не встретишь тех пустырей, которые мы видим в фильме Вендерса. Это совершенно новый район с высокими зданиями и торговыми центрами.
Берлинская филармония — один из самых известных концертных залов мира в берлинском районе Тиргартен. Здание филармонии было построено по проекту архитектора Ганса Бернхарда Шаруна и торжественно открылось в 1963 году.
Немецкий архитектор спроектировал асимметричное здание в форме шатра, совершенно непохожее на классические постройки немецкой столицы.
Государственная библиотека на Potsdamer Strasse, 33 — всё тот же интеллектуальный центр, где когда-то ангелы прислушивались к мыслям людей.
Это здание построено также по проекту Шаруна.
Мемориальная церковь кайзера Вильгельма -Гедехтнискирхе. Это протестантская церковь в Берлине.
Церковь стала одной из примет послевоенного Берлина. Берлинцы называют башню старой церкви «полым зубом».
Съёмки цирка под открытым небом проходили на территории современного парка Теодора Вольфа в Кройцберге, на заднем плане можно увидеть дом Томми Вайсбекера. Это один из старейших сквотов Берлина
Назван в честь участника леворадикального движения 2-го июня.
Сцены с концертами Ника Кейва и Crime & the City Solution, а также финальный эпизод были сняты в отеле Esplanade, который был перенесён и интегрирован в Sony Center. Здесь же ангел Дэмиель и гимнастка впервые встречаются на концерте и воссоединяются.
Ретроспектива фильмов со швейцарским актером Бруно Ганцем
С 19 марта по 20 апреля 2021 года в кинозале Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, д. 12) пройдут показы фильмов с участием швейцарского актера Бруно Ганца (22.03.1941–16.02.2019), приуроченные к 80-летию со дня рождения Маэстро.
Легендарный «ангел» культового «Неба над Берлином», швейцарец по происхождению, Бруно Ганц за шестьдесят лет своей кинокарьеры снялся в фильмах многих знаменитых режиссёров, среди которых Эрик Ромер, Вим Вендерс, Вернер Херцог, Тео Ангелопулос, Ларс фон Триер, Терренс Малик и другие, оставив заметный след в истории кино.
19 марта программу откроет документальный фильм «То, что осталось позади» (2002), рассказывающий о творческом пути Бруно Ганца.
Организаторы: Посольство Швейцарии в Москве, Государственная Третьяковская галерея, при поддержке Гёте-Института в Москве и Swiss Films.