Есть книги, которые рассказывают про путешествия. А есть такие, как «Две жизни» Конкордии Антаровой. На первый взгляд, они далеки от описаний странствий в привычном формате. Но именно такие произведения заставляют пуститься в долгий и увлекательный путь. Прочитав её, кто-то отправляется изучать тайны Востока, кто-то погружается в свой внутренний мир, а кто-то просто следит за перипетиями сюжета и наслаждается изяществом литературного языка.
В культовом романе «Две жизни» есть и интрига, и восточная философия, и древние знания о духовном развитии. История его написания еще ждет своих исследователей-литературоведов. Изначально роман не предназначался для широкой публики. Увлеченная теософией, Антарова писала его для себя и показывала только узкому кругу соратников. Но копии пошли по рукам и обрели читателей. Книга попала в список запрещенной литературы и гуляла по самиздатам вплоть до распада Союза. Впервые роман издали в 1993 году. С тех пор это одна из любимых книг всех, кто самосовершенствуется и хочет постичь тайную мудрость Востока.
Но представление о романе будет неполным, если исключить исторический контекст его написания и биографию автора.
Конкордия Евгеньевна Антарова (1886—1959) — выдающаяся оперная певица, педагог, последовательница философских учений Востока, в частности теософии и агни-йоги. Она родилась в Российской империи, в Варшаве. Жизнь её с самого детства складывалась непросто — когда ей было одиннадцать лет, умер отец. Конкордия, или, как её называли близкие, Кора, жила с мамой на её небольшую пенсию и деньги, которые мать зарабатывала частными уроками, преподавая иностранные языки. Но в 14 лет юную Кору постиг ещё один удар — умерла её мама. Оставшись совсем одна, Конкордия, на тот момент гимназистка 6-го класса, всё-таки нашла в себе силы не бросить учебу. Она стала зарабатывать себе на жизнь самостоятельно, давая уроки, как делала это раньше её мама, и смогла закончить гимназию в 1901 году. У совсем юной девушки, оставшейся без родственников, появилась мысль уйти в монастырь. Кора стала послушницей. По её воспоминаниям самым светлым моментом в её послушнической жизни было пение в церковном хоре. Природа одарила её удивительно красивым контральто оригинального, необычного тембра. Этот дар вместе с любовью к музыке и театру и определил впоследствии путь её жизни. Но Конкордия не сразу поняла своё истинное призвание. Через некоторое время, приехав в Санкт-Петербург, она поступила вначале на историко-филологический факультет Бестужевских Высших женских курсов и лишь затем — в Петербургскую консерваторию. Учёбу на курсах она закончила в 1904 году. У неё была возможность устроиться на работу преподавателем того же учебного заведения. Но именно тогда девушка поняла, что ее жизнь не возможна без искусства и музыки. В 1907 году Антарова проходит прослушивание в Мариинском театре. Несмотря на огромный конкурс, её принимают на работу в труппу знаменитого театра.
Но в Мариинке Антарова проработала не больше года — одна из певиц Большого театра по семейным обстоятельствам переехала в Петербург, и Антарова согласилась заменить её в Москве, став в 1908 году артисткой Большого театра.
Её мечта сбылась — она стала оперной певицей. Более 20 лет своей жизни она отдала сцене. Репертуар Антаровой был огромен, её неповторимый, незабываемый голос звучал во всех операх, которые ставились в Большом за это время. Позднее (предположительно в 1933 году, уже после ухода со сцены) она была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.
С 1930 года в жизни Антаровой происходят перемены: известно, что с этого времени Конкордия Евгеньевна прекратила свою артистическую деятельность на сцене Большого театра. С чем это было связано — с прогрессирующей болезнью или с другими обстоятельствами, — трудно сказать; существуют разные версии, объясняющие этот факт. Возможно, что после ухода из Большого театра Конкордия. ещё какое-то время продолжала концертную деятельность, но вскоре вынуждена была окончательно расстаться со сценой.
Между тем наступало время одного из самых драматичных периодов в истории России, периода сталинской диктатуры. Трагедия миллионов людей, безвинно казнённых и сосланных, не обошла и дом Конкордии Антаровой. Её любимый муж был расстрелян в ГУЛАГе. Завершив свою артистическую карьеру, певица занялась литературным творчеством. Во время её работы в Большом театре она, вместе с другими молодыми артистами, обучалась актёрскому мастерству под руководством К. С. Станиславского. Для этого была создана специальная Оперная студия Большого театра, цель которой состояла в развитии творческих актёрских навыков певцов. Знакомство со Станиславским привнесло много позитивного в жизнь Антаровой. Певица старательно конспектировала беседы знаменитого режиссёра .Уже покинув Большой, Антарова на основе этих записей написала книгу «Беседы К. С. Станиславского». Эта работа выдержала несколько переизданий и была переведена на иностранные языки.
Но главной литературной работой всей жизни Конкордии Антаровой стал роман «Две жизни». Он создавался ею в трудные годы войны (она тогда жила в Москве). Последователи Антаровой утверждают, ссылаясь на воспоминания её современников, что появление на свет этого произведения окутано тайной. Многотомная работа была создана в исключительно короткие сроки. Причину столь быстрого создания этого романа они видят в том, что он это было озарение. Из этих утверждений многие исследователи предполагают, что роман создавался Антаровой так же, как в своё время Е. П. Блаватская писала свои работы повинуясь особому вдохновению. Это во многом объясняет сложную многоуровневую структуру романа и многоплановость композиции.
В этом романе есть все: захватывающий сюжет, интрига, мелодрама, мистика, борьба добра и зла, черные маги, погони и преследования. И то, что превращает его в подлинный источник духовной мудрости Востока — изложение основ индийской философии.
Главный герой этой книги — последователь духовных учителей Востока. Знания, которые он получает по мере развития сюжета, имеют реальную, практическую пользу для каждого читателя. А четырехтомное издание в стильном оформлении своими обложками украсят любую книжную полку.