В пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, посвящённая драйверам туристического потока в России. В ходе дискуссии эксперты обсудили практику создания и реализации событийных проектов на обширном пространстве от Арктики до Сочи. Не секрет, что в последние годы интерес россиян сконцентрировался на внутреннем туризме. Какие форматы и направления будут востребованы, какую поддержу им оказывают уже сегодня, что планируется сделать в ближайшие годы и как при этом меняется туристическая инфраструктура в регионах — обсудили участники пресс-конференции.
В рамках дискуссии на тему «Что первично — инфраструктура или событие?» директор НИИ экономики и управления устойчивым развитием туризма СГУ, советник министра экономического развития Российской Федерации, эксперт РАН, д. э. н. Христофор Константиниди отметил важность сбалансированного развития инфраструктуры и событийной повестки. По его мнению, совершенствование льготного кредитования инвестпроектов и грантовой поддержки модульного некапитального строительства — гостиниц, кемпингов и глэмпингов — поможет выровнять сезонную туристическую загруженность в регионах. Советник министра экономического развития РФ также представил рейтинг событийного потенциала регионов России в 2023 году, составленный Выставочным научно-исследовательским центром (ВНИЦ) R&C. В этом списке оцениваются возможности всех 89 субъектов РФ по 26 ключевым показателям, объединённым в шесть тематических блоков: «Событийная инфраструктура», «Продвижение региона как событийной дестинации», «Политика региона в области событийной индустрии», «Опыт проведения крупных международных мероприятий в регионе», «Туристический потенциал» и «Событийный туризм в регионе». По итогам исследования на верхушке рейтинга оказались Санкт-Петербург и Ленобласть, на втором месте расположилась Свердловская область, тройку лидеров замыкает Башкортостан.
При этом, согласно проведенному в 2023 году опросу ВЦИОМ, при прочих равных условиях более половины российских туристов хотели бы поехать в Арктику: неизбитые туристические направления позволяют удовлетворить запрос городских жителей на новые впечатления и эмоции. В ходе дискуссии губернатор Мурманской области Андрей Чибис отметил, что регион стал брендом арктического туризма. Благодаря транспортной доступности в 2023 году Мурманскую область посетили 670 тысяч туристов — на 24% больше, чем в предыдущем году. Развитие инфраструктуры и открытие новых туристических маршрутов, в том числе и уникальных, как, например, купание с китами или плавание во льдах, стимулирует рост туристического потока: «Налоговые отчисления от туризма превысили 2 млрд рублей; арктический туризм растёт, развивается и, что немаловажно, начинает создавать комфортную среду вокруг себя не только для наших гостей, но и для наших жителей».
Анна Федорова, директор Агентства развития Мончегорска (АРМ), рассказала об успехе событийного проекта в небольшом северном городе без сложившейся туристической инфраструктуры: «Имандра Викинг Фест» привлёк внимание туристов благодаря своему уникальному формату. Это масштабное мероприятие, изначально придуманное местными жителями, при поддержке АРМ получило признание на уровне многочисленных премий, включая Russian Event Awards. Фестиваль предлагает погружение в эпоху Средневековья и суровый северный колорит, что делает его популярным среди россиян. В 2024 году он пройдет 17-18 августа. По словам директора АРМ, «было очень много скептиков по поводу того, что вообще в монопромышленный город может поехать турист. Но люди всё же готовы ехать на интересные им события — и мы доказали это, начав работать с тем, что есть на территории». Юлия Максутова, директор центра развития международного туризма ЦСР утверждает: «Инфраструктура — это ещё не всё. Для интуристов (Китай, ОАЭ, Индия) есть три очень важных пункта: упрощённый визовый режим, наличие прямого авиасообщения и узнаваемость страны за рубежом». По мнению спикера, долгое время Россия представляла свой туристический потенциал разрозненно, но в этом году презентует себя под единым брендом Discover Russia — демонстрируя не локации, а впечатления, которые интурист может найти в нашей стране. Она отметила, что именно за новыми эмоциями едут в Россию иностранные гости.
В ходе конференции Алексей Волков, президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ), руководитель департамента по связям с общественностью и органами власти Группы MANTERA, рассказал о своём опыте привлечения турпотока на объекты с развитой инфраструктурой через её совершенствование и организацию регулярных событий: «Нам в этом плане очень повезло, но мы не останавливаемся в развитии, потому что, как только ты остановился, ты уже неконкурентоспособный». В 2024 году Сочи-парк, ежегодно увеличивающий число своих аттракционов, отмечает 10-летний юбилей и ожидает принять 2,5 млн туристов (и до 10 млн — в рамках единой экосистемы своих объектов индустрии гостеприимства). Спикер также отметил, что в ближайшее время такие проекты горного кластера Группы MANTERA, как курорты «Красная Поляна», «Архыз» и «Лагонаки», планируется сделать достойной заменой зарубежным локациям.
Сергей Корлыханов, заместитель исполнительного директора Русского географического общества (РГО), отметил вклад общества в развитие внутреннего и въездного туризма. Конкурсы и фестивали, организованные РГО, привлекают тысячи туристов, а добровольная сертификация туристических объектов через экспертизу РГО придаёт им дополнительный (в том числе и маркетинговый) драйвер. Пресс-конференция подтвердила перспективность развития туризма в России, подчеркнув необходимость баланса между хорошей инфраструктурой и событийной повесткой.