Театр «Балет Москва» совмещает классический балет и ультрасовременный танец. Жанровое разнообразие будоражит: балет в сопровождении техно-музыканта, совместный проект с признанным мэтром классического балета, экспериментальный перфоманс.

Мы отобрали четыре спектакля этой весны, которые точно нельзя пропустить.

Елена Тупысева, директор театра:

«Мы не ставим никаких рамок перед хореографами, они воплощают свои идеи и свободны в выборе артистов для своего спектакля, в выборе темы, визуальных решений».

«Танцпол»

Театр «Балет Москва» на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда

Даты: 3 апреля, 7 мая

Где предел физических возможностей, и есть ли он вообще? Насколько далеко может зайти человек, пытаясь это понять? Эпатажный бельгийский хореограф Йерун Вербрюгген ищет ответ на давний вопрос с артистами театра «Балет Москва» в своей энергичной постановке «Танцпол».

Точка отсчета — танцевальные марафоны Америки 1920-х. Это не драйв, не азарт и, тем более, не искусство. Это — настоящая борьба за жизнь. Борьба без остановки. И почти без правил.

Это вызов для всех: хореографа, зрителей, артистов. Кто бы ты ни был — классический танцовщик или танцор contemporary dance — танцуй, борись, попытайся выжить. Как безостановочно и безжалостно комбинирует стили шведский композитор Стефан Левин — перемешивай, перемещай: себя, акценты, силы, смыслы. Здесь одна задача, один порыв: победить любой ценой.

Если силы на исходе — ты слабак. Позволишь себе остановку — вылетишь из игры. Это — «Танцпол», который насыщен энергией так, что зрителям периодически хочется выскочить на сцену и поучаствовать в «выяснении отношений».

Йерун Вербрюгген: «Я хотел сделать что-то о танце. Танцуют все – будь то балет, или ночные клубы, или ритуальные танцы. Мне нравилась идея, что танец – это лекарство, но в то же самое время он может разрушить тебя, если ты не остановишься. Танец может быть чем-то прекрасным и чем-то мрачным одновременно».

 

 

Спектакль «Кафе Идиот»

театр «Балет Москва» на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда

Даты: 17 марта; 15 апреля; 27 мая

Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска»-2016 в номинации «Современный танец/Лучший спектакль»

Настроение спектаклю задает кроваво-философский роман Достоевского «Идиот», но не только он. Создатель – хореограф Александр Пепеляев – вдохновлялся знаком, как движущей силой визуального театра. Не случайно спектакль начинается с мощнейшей сцены без единого танцовщика: соло воздуха – чистый знак, не поддающийся интерпретации, но воздействующий непосредственно на чувства и задающий интонацию всему спектаклю.

Сам же роман Достоевского разложен на многоголосые партии: Настасью Филипповну, Рогожина, Мышкина играют сразу несколько исполнителей. Они меняются и перетекают друг в друга, порой сливаясь в одну красную массу. Красный цвет потрясающе вместителен – это и страдание, и страсть, и любовь, и смерть; он вбирает в себя все, кроме белого – эти два цвета вступают в особые отношения в «Кафе Идиот».

Пересказать многослойный, насыщенный событиями детективный роман с помощью только движений и образов – задача по-настоящему непростая. Однако узнавание атмосферы, эмоционального состояния, сюжетов происходит моментально. И в этом проявляется величие самого романа, который, оказывается, дает богатую фактуру для танцевального языка.

 

«Все пути ведут на Север»

Театр «Балет Москва» на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда

Даты: 25 марта; 23 мая

Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска»-2017 в номинации «Современный танец/Лучший спектакль»

Совместная работа бельгийского хореографа Карин Понтьес и семерых артистов современной труппы театра «Балет Москва» вызвала ажиотаж не только среди зрителей постановки, но в и среде профессионалов. Спектакль, взявший главную театральную премию страны, стал частым гостем российских и зарубежных фестивалей. Его увидели зрители Санкт-Петербурга, Омска, Екатеринбурга, Калуги, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, а также Беларуси, Турции и Бельгии.

Спектакль «с характером» создавался из импровизаций танцовщиков. Однако нельзя не заметить общую хореографическую интонацию, привнесенную создателем постановки: тонкую, одновременно ироническую и сентиментальную.

Постановка Карин Понтьес деликатно разрушает стереотипы и раскрывает непривычную маскулинность – чувственную и ранимую. Коллектив артистов утверждает ее за счет убедительных и узнаваемых сцен мужской социализации: за карточным столом под рюмку, в соревнованиях, в офисе, в мужских клубах.

Очертания мест действия едва угадываются и все время меняются, пересобираются из универсальных модулей. Условны и костюмы, смутно напоминающие об образах героев старого голливудского кино 20-х – 30-х годов.

Здесь есть место конкуренции и братству, жестокости и взаимной поддержке; и в этом круговороте мужских иерархий сложно не потерять себя.

 

Современный балет «Крейцерова соната»

Театр «Балет Москва» на сцене Московского международного Дома музыки

Даты: 13 мая

Канадский хореограф Роберт Бинет прочитал повесть Толстого еще в школе. Его поразила история о музыке, способной не просто повлиять на человека, но в корне изменить его жизнь. Он долго размышлял, как перенести этот сюжет – в балете именно музыка дает вдохновение и возможность хореографам и исполнителям создавать новые миры.

Приехав в Москву по приглашению театра «Балет Москва», Бинет не сомневался, что получил прекрасную возможность осуществить постановку «Крейцеровой сонаты».

Чтобы история героев повести читалась в балетном спектакле, Роберт привлек к работе драматурга Бритту Джонсон, и она предложила иной взгляд на произведение. Балет «Крейцерова соната» не о любви, измене и ревности главных героев, а о музыке как мощном средстве воздействия на человека и его жизнь. Именно музыка становится главным действующим лицом балета.

Действие перенесено в наши дни и сосредоточено на жизненном пути и эмоциональном мире жены Позднышева. В интерпретации Роберта Бинета главное действующее лицо балета – женщина, пожертвовавшая личными стремлениями ради заботы о своей семье. Благодаря музыке ей удается изменить себя и свое отношение к жизни, освободиться от рутины и подняться над проблемами. Именно музыка помогла ей познать любовь в трансцендентном смысле. Окрыленная и вдохновленная музыкой, она вновь становится объектом страсти собственного мужа. Однако ее стремление к свободе пугает Позднышева и неминуемо приводит к убийству.

Партию каждого из героев (Позднышев, его жена и учитель музыки) исполняет не один, а трое танцовщиков, раскрывая их характеры и переживания. Художественные решения в балете Бинета во многом определены словами Толстого: «Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение; мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу».

В спектакле звучит как оригинальная «Крейцерова соната» Бетховена, так и музыка, специально написанная для этой постановки. Композитор Гити Разаз, как и Роберт Бинет, долгое время мечтала поработать с сюжетом Толстого. В процессе обсуждений, поисков и обмена идеями была написана партитура для нового балета. Это редкий случай, когда и хореография, и музыка создаются параллельно, влияя и вдохновляя друг друга.