Своими размышлениями о путешествиях поделился с нами известный общественный деятель, писатель, художник, философ, психолог и теолог Александр Хакимов. За многие годы он объехал всю Россию, а также ближнее и дальнее зарубежье. Александр занимается популяризацией ведических знаний, стоявших у истоков всей праиндоевропейксой культуры. Недавно в издательстве Эксмо вышла его книга «Возрождение души» – в которой он понятным современному читателю языком излагает древнюю ведическую мудрость.

«Вояж»: Для нас, как для travel-журнала, очень важно: любите ли вы путешествия?

Александр Хакимов: На самом деле это непростой вопрос, потому что я, конечно, очень люблю путешествия, но физически они даются мне трудно, и поэтому у меня смешанные чувства. Но сам дух путешествия в моей жизни ничем не заменить, я очень люблю путешествовать.

«Вояж»: Как вы относитесь к путешествиям? Важны ли они для духовного роста, или это просто приятное дополнение?

Александр Хакимов: Путешествия – это отдельный, особый процесс духовного развития человека. Он особенно рекомендован на финишной прямой нашей жизни, когда мы уже выполнили все свои домашние, семейные обязанности, когда мы уже получаем некоторую свободу от деятельности. Это может быть пенсионный возраст, когда путешествия становятся, наверное, самым важным фактором в духовном развитии. Дело в том, что, когда мы путешествуем с определённой скоростью, скажем, три дня остаёмся на одном месте (в городе или в посёлке), а затем переезжаем в другое место, то за эти три дня мы не успеваем попасть под влияние двойственности того места.

Я поясню: в любом месте есть определённые отношения между людьми, и это всегда какая-то двойственность: есть хорошие люди и плохие люди, и все друг друга оценивают. Такое понятие хорошего и плохого не успевает затронуть путешественника, если он остаётся на одном месте всего три дня, а потом сразу переезжает в другое место. Таким образом, он не соприкасается с двойственным восприятием мира, а начинает воспринимать его как некую духовную атмосферу, когда его провожают в одном месте и встречают в другом. Во всех местах, где вы побывали, остаётся какая-то тайна, глубина и некий колорит, которые хочется вспоминать и которые всегда вдохновляют. 

«Вояж»: Вы рассматриваете очень сложные вопросы, например, как отказаться от привычных суетных «ценностей». А путешествия, с вашей точки зрения, относятся к ним? Или путешествия – это «про другое»?

Александр Хакимов: Привычные вещи основаны на наших биологических потребностях, например, потребности в пище. Поэтому можно путешествовать, чтобы просто попробовать, скажем, итальянскую пасту или узбекский плов. Это одна сторона, которая находится в области привычного путешествия. Экзотика и разнообразие пищи тоже могут напомнить нам о разнообразии мира, но не больше. Или рассмотрим «культуру сна», «культуру быта». Люди устроены так, что у них всегда есть жилище с мебелью и кроватями. Но традиции могут отличатся. И во время путешествий очень легко заметить эти различия. Или заинтересовало, как люди в разных частях света обороняются, сражаются друг с другом или с болезнями и стихийными бедствиями. Тогда мы можем увидеть, какое у них оружие, какие крепости и фортификационные сооружения, какая медицина, которая тоже относится к защите от внешних факторов.

Но даже если всё это находится в области привычного путешествия, оно несомненно расширяет кругозор и мировоззрение. Так китайская медицина и западная, аллопатическая медицина сильно отличаются друг от друга, хотя обе прекрасно справляются с задачами. А если взять аюрведу, древнеиндийскую культуру, то совершенно неожиданно можно обнаружить удивительные методы, которые бы и в голову не пришли, если выросли в другой культуре и традиции. Находясь в области привычного, мы даже не подозреваем, что есть такие методы, как иглоукалывание или аюрведа – наука о дошах. Все это тоже даёт человеку развитие. Но у меня другая цель – я пишу духовные книги, поэтому пытаюсь рассматривать тело не в области биологических потребностей, а в плане духовного общения с людьми. Здесь происходит неожиданная вещь: сталкиваясь с привычными, бытовыми и экзотическими вещами, при этом везде находишь одну и ту же суть. Это удивительное сочетание, когда видишь единство в многообразии; оно порождает особое чувство восторга. Существуют не просто различия: оказывается, при всех этих различиях есть единая духовная платформа. Так это выглядит в моём ракурсе.

«Вояж»: Как вы считаете, полезно ли путешествовать? Способствует ли это духовному развитию, открывает ли это новые горизонты, или это пустая трата времени?

Александр Хакимов: Путешествия могут быть опасны с точки зрения здоровья: вибрация транспорта, смена климатических и часовых поясов. Всё это сказывается на нас, и нужно время, чтобы восстановить свою способность переваривать пищу, входить в ритм сна, отдыха и деятельности. При этом нужно быть готовым, собранным, нужно умудриться держать себя в алертном, рабочем состоянии, поэтому я не думаю, что путешествовать очень полезно с точки зрения физического здоровья.

В Ведах говорится, что путешествия старят человека, но также говорится, что если человек путешествует осознанно, с целью познания мира, а не просто блуждает по миру, то он обретает славу. Тур Хейердал пересёк океан на папирусном судне, и его знает весь мир. Все великие путешественники открывали моря, океаны, составляли карты мира, и их именами называли различные географические объекты: пролив Лаперуза, Баренцево море и так далее. Путешествуя и исследуя различные земли, они обретали огромную известность.

А если вы путешествуете, участвуя в туре распространения знания или в туре духовного общения ради духовного обогащения, то вы обретаете ещё и глубину духовного опыта. Путешествия, очень полезны для того, чтобы поддерживать бесстрашие в сознании человека – это один из методов обретения бесстрашия.

«Вояж»: Исследуя человеческую душу, вы опираетесь на древнее, проверенное тысячелетиями знание, которое излагаете понятным современному читателю языком. Имеет ли при этом значение, в какой точке планеты живет ваш читатель? Насколько универсальны древние знания? Или они имеют какой-либо «географический» колорит?

Александр Хакимов: Вы правы, это также связано. Есть универсальность духовного знания, в котором нет материальных различий. Душа – она везде душа: и в России, и в Индии, и в Америке. Так и святой человек везде святой, в любой традиции. Если он святой, то это его качество. Это уже не национальность, не какой-то материальный атрибут, а чисто духовное явление – святость, чистота. Чтобы передавать знание в разных географических точках, нужно учитывать разнообразие мышления, то, как люди понимают вас, что они чувствуют, когда вы говорите, и как они это оценивают. Однажды проповедник из Индии приехал в Ленинград, и я слушал его. Это было ещё в советские времена, в конце 80-х годов. Он говорил о том, что, если вы встречаете что-то лучшее, вы можете легко отказаться от того, что хуже. Чтобы проиллюстрировать свои слова, он привёл такое сравнение: «Если вам предлагают работу с зарплатой 500 долларов, то вы же легко оставите работу за 200 долларов?»

Но, посмотрев на нас, он увидел, что реакция зала отрицательная, потому что мы были советскими людьми, непривязанными к деньгам. Наоборот, мы бы испытывали угрызения совести, думая, что работаем ради денег. Мы так возмутились: «Нет, мы не оставим работу за 200 долларов, нам не нужны 500 долларов!» Тот проповедник сразу понял, что пример с деньгами здесь не подходит, в этом месте люди мыслят по-другому, и сменил тему, выразив свое послание иначе.

Аналогично, если вы в Индии и общаетесь с людьми на духовные темы, то если вы не приведёте подтверждение своим словам из священных книг, то они не примут то, что вы скажете, даже если вы обоснуете это научно, логически. Обязательно нужно привести в доказательство выдержку из их шастр, священных писаний, иначе ваши слова не считаются авторитетными.

Но в западном мире, даже если вы процитируете все священные писания, вам не поверят, пока вы не аргументируете и логически не докажете свою точку зрения, и не опровергнете что-то другое. Поэтому менталитеты в разных странах разные, и также нужно учитывать язык людей и их способность мыслить.

Природа, климат также может повлиять на понимание мира. Например, жители Дальнего Востока легко понимают божественное знание, раскрывая его через атрибуты природы: космическое пространство, океаны или красоту вишни. Можно также вспомнить японские хокку, где важна графика. А жителям западного мира, им нужна санкхья, нужно сосчитать все элементы, исследовать, проанализировать, сделать логические выводы.

Поэтому нужно учитывать культуру разных стран. Мои книги, конечно, рассчитаны по большей части на русскоязычную аудиторию.

«Вояж»: Какое ваше самые яркие впечатления из путешествий?

Александр Хакимов: О впечатлениях из путешествий будет непросто сказать, потому что у меня уже выработалась привычка к новизне, которая уже не удивляет меня, как раньше. Когда я в первый раз поехал в Индию, меня захватила экзотика: просто пальмы, тепло, совсем другое звёздное небо – не как на Севере у нас, в России. Меня поразила экзотика одежды людей, их языки, манеры, чисто внешние факторы.

Я был шокирован, когда увидел кремацию на берегу реки Ганг (местные называют её Ганга). Я стоял, застыв на месте, когда ко мне подошёл один индус и спросил: «А ты откуда?» Я ответил: «Я из России». «А у вас в России что делают на похоронах?» – спросил он. Я отвечал: «У нас закапывают труп глубоко в землю». «А, понятно» – сказал он.

Это был такой шокирующий момент, потом я привык. Но что касается, наверное, самого необычного – внутреннего характера, то эти впечатления трудно пересказать и объяснить, но я попытаюсь. Например, у вас был опыт, когда вы омываетесь в реке, и река оживает? Это уже духовное явление, когда река становится живой и начинает не просто омывать вас сверху, а пронизывает вас насквозь, как бы входит через ваше сердце, через ваши чувства, мысли, и вы начинаете чувствовать с ней единство, родство и общение. Такое омовение у меня было в Ганге: я помню, как 40 минут находился в воде, и за это время тело будто растворилось в Ганге, его фактически не было. Я просто чувствовал слияние со священной рекой, я даже стал чувствовать не воду, а какую-то другую её суть – это трудно объяснить.

Или может у вас был опыт, когда вы заходите в храм, а Божество разговаривает с вами, отвечает на ваши вопросы, на ваши мысли. Такое трудно понять, это уже как психоделический опыт, и вот ради этого я путешествую – не только по Индии, но по всем местам. Такой опыт трудно описать словами, но я стараюсь его выразить в своих книгах. Мой опыт даёт мне убеждённость в том, что я пишу, потому что я чувствую или чувствовал это, или как бы видел это, или воспринимал, но вопрос в том, как это описать.

«Вояж»: Сейчас для многих стал актуальным вопрос о выборе новых маршрутов для путешествий. Как вы считаете – это открывает новые горизонты?

Александр Хакимов: Да, несомненно открывает новые горизонты, потому что идёт обмен культурой, есть возможность получить совершенно иной опыт нашего существования, когда мы видим мир в большом разнообразии. Конечно, если люди будут больше путешествовать с целью познания мира, то это повлияет на мировую политику, мировую культуру. Это должны быть не просто деловые поездки, а путешествия с целью познания мира.

Например, в древней «Книге Мёртвых», насколько я помню, было описано, что когда человек умирает, душа выходит из грубого тела в его тонком теле, там даётся рекомендация для тех, у кого есть некий выбор воплощения. Считается, что у некоторых людей есть выбор следующего воплощения, а у некоторых – у тех людей, которые совершили много грехов, – выбора нет, их просто ведут под конвоем и бросают туда, куда нужно.

Но чем больше благочестия, тем больше выбора, иногда даже спрашивают, куда хотим отправиться. Так вот, в этой книге говорится, что когда у вас есть такой выбор, надо посмотреть на те места в мире, те города, те столицы, где больше всего храмов, и воплотиться там, поскольку это благоприятные места для духовного развития. Так можно прямо с рождения получить духовные знания и духовный опыт.

В любом, даже самом обычном путешествии я рекомендую посетить сначала те места, где много храмов, где сохранились великие духовные традиции, духовных знаний. Конечно, турист в путешествии не сразу и не легко найдёт духовные оазисы. Поэтому в такие туры лучше ехать с опытными паломниками, и тогда вас наверняка проведут верными тропами. Ну, чтобы не блуждать полжизни и не запутаться.

Для меня эталонном духовного места в свое время стала Индия. Ведь она дала миру много святых, много священных трактатов и комментариев к ним. В Индии сохранилась духовная преемственность, поэтому я бы рекомендовал начать именно с этой страны. Чтобы было с чем сравнивать. Потом уже можно познавать другие части света. 

 

 «Вояж»: Современные люди, особенно молодежь, предпочитают «бумажным» книгам электронные и аудио-форматы. Но Ваши бумажные книги пользуются большой популярностью. Как Вы это объясните?

Александр Хакимов: Когда я представлял одну из своих книг в магазине «Буквоед» в Петербурге, где мне предоставили возможность делать презентацию прямо в магазине, пришли люди, многие из которых знают меня по лекциям в России. Я просто говорил на темы, которые я затрагиваю, и также отвечал на вопросы, а в конце была автограф-сессия, в ходе которой выстроилась очередь в несколько сотен людей.

Люди связывают книгу с личностью: вы можете взять книгу домой, и эта книга непосредственно представляет личность, которую вы знаете. Но если вы не знаете личность, а есть только книга, то какая разница, электронная это книга или бумажная.

Мне сказали, что в тот же магазин также приезжал один известный португальский писатель, и очередь выходила аж на Невский Проспект. Люди покупали книги даже просто для того, чтобы он поставил автограф, потому что они увидели, услышали его лично. Я думаю, что люди лично знают меня через лекции, и поэтому мои книги обрели такую популярность.

«Вояж»: Писать книги – огромный труд. Как вам хватает времени путешествовать и писать?

Александр Хакимов: В моей жизни эти вещи связаны, для меня это один и тот же процесс, потому что книга пишется где-то на уровне подсознания. Когда я путешествую, ко мне всегда приходят какие-то строки, какие-то новые мысли, которые складываются в абзацы, в определённые темы, и я сам удивляюсь, когда читаю уже готовую книгу.

Даже во сне иногда проявляется что-то такое, чему я сам удивляюсь, подскакиваю и думаю: «Надо записать это!» Так из обрывков проявляется та или иная тема, а труд, конечно, в том, чтобы физически писать, сидя за клавиатурой. Нужно знать правила грамматики, не допускать ошибок, потом идёт редакция, чисто технические вещи – такие, как разбивка на темы, упорядочивание… Здесь требуется некоторый труд.

Мне помогает моя жена, она всегда делает иллюстрации к книгам, она хорошо прочувствует и хорошо покритикует их. Она отличный редактор – она хорошо чувствует, как читатель будет читать книгу: что он поймёт, а что не поймёт, что в книге недосказанного… Иногда мы с ней даже ругаемся, потому что мне кажется, что и так всё понятно, а она говорит, что нет, и настаивает на своём. Так у нас идёт интенсивная работа.

А уже потом, когда мы с ней заканчиваем делать иллюстрации и свою редакцию, мы передаём книгу профессиональным редакторам, которые также работают с ней.

 

«Вояж»: У Вас вышла новая книга в издательстве «Эксмо», которая называется «Возрождение души». Можете ли Вы провести параллель между «физическими» и «ментальными» путешествиями?

Александр Хакимов: Это очень интересный вопрос, потому что на определённом уровне духовного развития разница между ментальным и физическим путешествиями стирается. Я думаю, что физические путешествия – это хорошее начало для восприятия новизны, которая в обыденности не приходит нам в голову, но путешествия помогают столкнуть нас с этого стереотипного видения или мироощущения, чтобы увидеть что-то на самом деле новое и удивиться этому, сравнивая с тем, что мы видели. Так можно изменить отношение к тому, что нас окружает, сделать шаг в своём понимании мира.

Затем, когда мы уже начинаем понимать, то есть освобождаться от стереотипа обусловленности своего понимания, ментальные путешествия перестают отличаться от физических. Мы должны быть готовы к новизне, должны принять, что мир не повторяется, и всё существует в уникальном, единственном экземпляре, но при этом всегда в разнообразии.

За всю свою жизнь я не видел ни одного одинакового человека, ни одного одинакового дерева, даже в одном виде: берёза ли это, или ёлка – всё индивидуально. Нужно быть готовым к тому, что мир бесконечно разнообразен, нужно стереть стереотип, руководствуясь которым, мы как бы знаем, что мир такой или другой. Мир непостижим, и таким образом возможны ментальные путешествия, но для этого необходимы знания.

«Вояж»: Большинство наших читателей – увлечённые путешественники. Что бы вы могли пожелать им найти или обрести в их путешествиях?

Александр Хакимов: Дорогие путешественники, я уверен и убеждён, что если вы будете путешествовать вверх по лестнице знаний, вверх по лестнице красоты, вверх по лестнице способностей, явлений, то все вы рано или поздно придёте к Богу. Это наша конечная цель путешествия – таково моё личное понимание.