В Серпуховском историко-художественном музее открылась выставка «Фабрика Авангарда. Выкройка нового мира», которая объединяет значимые произведения русских авангардистов и связанные с ними предметы быта. Экспозицию составили порядка 200 экспонатов, включая произведения Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Давида Бурлюка, Ольги Розановой, Анны Лепорской и других мастеров, а также ткани, набойные доски, изразцы, деревянная утварь и другие предметы народного искусства, сыгравшие важную роль в преобразовании визуального языка начала XX века.
Выставка стала результатом исследовательской работы молодых кураторов, обучающихся в рамках программы Avant-Garde Lab 6 — совместного проекта Центра авангарда Еврейского музея и Энциклопедии русского авангарда. Под руководством искусствоведа и куратора Александра Кремера и доктора искусствоведения, научного сотрудника Третьяковской галереи Игоря Смекалова команда изучала коллекцию музея в контексте движения искусства 1920-х годов из центра в регионы и обратно. Этот процесс позволил переосмыслить ключевые этапы развития авангарда и создать концепцию, раскрывающую связь искусства, быта и социальных изменений. Научным консультантом выставки выступил историк искусства и эксперт по русскому искусству XX века Андрей Сарабьянов.
Василий Кузнецов, министр культуры и туризма Московской области: «Предыдущие большие выставки Серпуховского историко-художественного музея, созданные совместно с музеями России — “Маковские. Константин и Владимир”, “Загадки гения”, “Мир, сотворенный заново”, “Образ и смысл”, “Незабываемые”, “Живопись света” — получили большой отклик у посетителей.
Совершенно отличным от них стал новый межмузейный проект “Фабрика авангарда. Выкройка нового мира”. Это выставка-эксперимент, в котором исследование коллекции Серпуховского музея соединилось с попыткой расширить представление о противоречивом, но захватывающем процессе развития художественного языка модернизма в России ХХ века. А еще это второй большой проект в недавно отреставрированном “Каретном сарае”, максимально полно представляющий возможности новой площадки. Уверен, что выставку ждет большое внимание и свой вдумчивый зритель».
В основе экспозиции — коллекция Серпуховского историко-художественного музея, а также экспонаты из Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Музейно-выставочного центра Серпухова. Особую поддержку проекту оказал Государственный Русский музей в части создания мультимедийной экспозиции. Концепция выставки разработана при участии Центра авангарда Еврейского музея и центра толерантности, чьи исследования помогли осмыслить движение искусства из центра в регионы.
Александр Кремер, искусствовед, куратор, специалист по русскому авангарду, преподаватель ГИТИС, НИУ ВШЭ. Куратор Галереи на Шаболовке, руководитель кураторской школы Avant-Garde LAB: «Выставка рассматривает авангардное искусство в широком временном диапазоне — от начала XX века до 1950–1970-х годов. Одно из ключевых решений — сопоставление различных художественных языков: примитивистские формы живописи перекликаются с печными изразцами, дизайны тканей 1950-х вступают в диалог с дореволюционными лубками, старый и новый быт соединяются в фотографиях 1920–30-х годов.
Важно, что проект включает зрителя в локальную историю: текстильное производство, формирование коллекции авангардного искусства музея, электрификацию и индустриализацию Серпухова, работу художников по тканям в послевоенные годы. Такая сложная оптика позволяет увидеть многослойность движения искусства, смыслов и исторических контекстов, которые представлены в экспозиции».
Игорь Смекалов, главный научный сотрудник Третьяковской галереи, доктор искусствоведения: «В рамках 6-го сезона кураторской школы Avant-Garde Lab участники работали с коллекцией Серпуховского историко-художественного музея, формируя концепцию выставки через анализ экспонатов и обсуждение смысла национального искусства.
Первоначальный акцент на русском авангарде трансформировался в идею синтеза: живопись и графика Ларионова, Гончаровой и Бурлюка рассматривались в контексте истории Серпухова и формирования музейного собрания. Народное искусство стало отправной точкой для шедевров авангарда, а произведения XX века нашли отражение в нонконформизме 1960-х. Слушатели школы провели большую исследовательскую работу, сделав дух эксперимента основой выставки».