Путешествие бывают разные. Иногда открыть новые горизонты внутри самого себя бывает важнее, чем ехать за тысячу километров. Книга «До мурашек» Дарьи Ложкиной, написанная в соавторстве с Ириной Шлионской, как раз о таких «маршрутах». Шепотом о главном. Новая книга издательства «Бомбора» помогает структурировать феномен ASMR. Однако ASMR-воздействие – лишь одна из чувственных практик, которая была взята за основу этого необычного исследования. Авторы пошли дальше, предложив читателю широкий набор методов работы с собой через визуальные, звуковые, тактильные и эмоциональные триггеры. Известная ASMR-блогер Дарья Ложкина отвечает на вопросы журнала «Вояж».

 

«Вояж» («В»): Еще несколько лет назад про ASMR (автономную сенсорную меридиональную реакцию) никто ничего не слышал (до 2010 года точно).Как вы сами впервые столкнулись с этой темой?

Дарья Ложкина (Д.Л.): Я отношусь к русскоязычным ASMR-артистам второго или даже третьего эшелона(опыт около шести лет). Будет правильным отметить, что первыми ласточками были прекрасные Gentle Whispering ASMR (10 лет назад начала свою историю) и ASMRmania(восемь лет назад),которые снимают до сих пор. Мария GentleWhispering в сообществе стала легендой и именно ее видео «Виртуальная Парикмахерская» было моим первым знакомством с digital ASMR-контентом. Тем приятнее для меня тот факт, что в свое время именно Мария четыре года назад рассказала обо мне как об одном из любимых авторов, чем дала моим каналам на русском и английском языках серьёзный толчок. Поэтому многие меня знают — наше сообщество авторов очень поддерживающее.

Мне же принадлежит первенство в области экспериментов. Например, в соавторстве с клиническим психологом мы делали серию из четырех роликов по майндфулнесс-терапии в стиле ASMR. Уникальной в своем роде была и коллаборация с пятью московскими музеями, где мы передавали атмосферу, чувственное и эмоциональное состояние во время их поcещения (с помощью ASMR-приемов), а познавательную составляющую сделали художественным ходом. Теперь книга, первая попытка на русском языке структировать и описать в научно-популярном формате феномен ASMR, сам контент и множество других мало описанных чувственных практик на каждый день.

«В»: Можно ли сравнить ASMR c медитацией?

Д.Л.: Медитация подразумевает cистемность и дисциплину. ASMR – это в большей степени игра, в которую предлагается вовлечься взрослым людям и между делом решить ряд проблем, с которыми работает и медитация, и психология, и искусство, и киноиндустрия. Это – хитрость.

Мы достигаем состояний, известных в психологии как «воронка исцеления» – ощущения безопасности, принятия, приятные ощущения тепла, покалывания, вибрации, потока энергии, легкий транс, сонливость и т.п. Но делаем это очень легкодоступным для зрителя: нужно только надеть наушники, выделить время и честно отдаться потоку слов, звуков, образов. В ASMR есть много вариаций сюжета – гадания, обзоры товаров, ролевые игры и видео с персональным вниманием, совместный прием пищи, прогулки на природе, романтика и эротика, юмор, хоррор, просто приятные звуки. Другими словами, точкой входа является интерес, поэтому у многих сопротивление ASMR меньше чем идее медитаций. В первую очередь digital ASMR – это развлекательный контент, а уже во вторую — помощник в холистическом подходе к медицине.

Медитация помогает сосредоточиться на себе и погрузиться в настоящее мгновение, справляться с ежедневным стрессом и тревожностью, остановить бесконечный поток мыслей, расслабить тело и настроить на сон, дает психологическую поддержку. ASMR-контент также решает все эти задачи, но пронизан идеей удовольствия в широком смысле. Это коктейль из чувственных стимулов: аудиальных, визуальных, вербальных, тактильных, когнитивных, реализуемых посредством технически средств.

«В»: Суть ASMR легче объяснить подписчикам канала или научить во время очных уроков или консультаций, и у вас есть последователи, поклонники. И вдруг вы выбираете такой классический формат, как книга. Что вас побудило это сделать?

Д.Л: Глубина. Я всегда видела ASMR-контент как часть целого, гораздо большего ,чем обычно звучит о феномене в СМИ и блогах. Более 8 лет я исследую людей и их глубинные потребности: на волонтерской основе участвую в психотерапевтических группах, увлекаюсь различными  видами  телесной терапии, тестирую чувственные и сексуальные практики, погружаюсь в бессознательное. Кроме того, у меня высшее архитектурно-художественное образование и большой опыт в сфере визуального творчества. Просто в какой-то момент мой личный опыт достиг критической массы и было необходимо его структурировать и делиться им с людьми. Нужен был лишь опытный соавтор, и им стала Ирина.

Подписчики каналов не нуждаются в объяснениях, что такое ASMR, они итак это понимают. А вот друзьям, знакомым они передать это эмпирическое знание не могут. Моя мечта – чтобы вместо репоста на статью об ASMR в Википедии люди делились друг с другом ссылкой на книгу. В ней все найдут гораздо больше информации, чем кажется на первый взгляд – как еще удовлетворить те потребности, которые они реализуют посредствам взаимодействия c ASMR-контентом, но уже вне цифровой среды. Это попытка подружить уровни реальности современного человека, и научиться сохранять баланс между виртуальным миром и аналоговым.

 

«В»: В издательстве Бомбора недавно вышла ваша книга, в соавторстве с журналистом Ириной Шлионской «До мурашек ASMR и другие технологии чувственного воздействия». Расскажите пожалуйста, как пришла идея написать книгу, все-таки книга— это не посты в соцсетях, где вы активно проявляете себя? Как отнеслись ваши подписчики к изданию книг, в целом?

Д.Л: Эта идея витала в воздухе давно, кто-то должен был это сделать. В англоговорящих СМИ ASMR-феномен и контент уже давно обсуждается, существует литература и первые научные исследования темы. К инструментарию ASMR обращаются как крупные бренды в своих рекламных компаниях, так и небольшие деятели искусства. В подкастинге создают слипкасты. Я искренне убеждена, что в связи с пандемией актуальность жанра возросла. Нужно было искать новые способы рассказать людям об этом огромном явлении в цифровой среде.

Но пока рано говорить о реакции аудитории. Это неожиданный поворот для потребителей аудиовизуального контента стать читателями. Однако, несколько крупных ASMR-авторов уже выразили нам поддержку и отметили ценность книги, что приятно. Мы убеждены, что книга подходит для широкой аудитории, а не только любителей ASMR.

 

«В»: Известно, что любой письменный текст — это логически выверенная структура, необходимость максимально четко формулировать основные мысли, а сама суть ASMR (автономной сенсорной меридиональной реакции) – это про ощущения, нюансы, глубинные эмоции, оттенки и полутона. Как вам удалось «подружить» два таких диаметральных полюса?

Д.Л: Структура и ее отсутствие – два полюса одного процесса. Даже если для зрителя контент воспринимается как поток ощущений и случайностей, для авторов ASMR-контнет это система стимулов, которую мы применяем последовательно и методично чтобы вызвать нужные реакции. Естественность и непринужденность воплощения свойственны или совсем новичкам или приходят с опытом к тому, кто понимает, что делает и зачем. Благодаря моему соавтору Ирине Шлионской мы нашли удачную классификацию и структуру книги, как это можно донести.

 

«В»: Правда ли, что это ваша первая книга? С книгами как с детьми — на первую сложно решиться, а к четвертой уже всерьез задумываешься о многотомном издании из пятнадцати томов. Или это другой алгоритм? Если вы напишите еще книги, как вы думаете, о чем они будут?

Д.Л.: Да, это первая моя книга, которая стала результатом пути длиной в 8 лет. Пока что я думаю, что мне нужна пауза для накопления нового опыта и реализации других идей. Мои мечты – это музейные и театральные проекты, авторское кино, VR, AR, реклама и рекреационные пространства в больших городах. Все это с применением ASMR-технологий.

Возможно, я бы написала книгу только о чувственных/телесных практиках, ведь современному человеку присуща телесная и эмоциональная замороженность, и есть большой запрос на контакт, пробуждение, активацию чувственного потенциала нашего главного инструмента по жизни.

«В»: Любите ли вы путешествовать?

Д.Л.: К сожалению, мне не довелось много путешествовать. В детстве каждое лето мы ездили в настоящую русскую деревню, из которой родом мой отец. Это стало важной частью меня — русский простор, народыне песни, свобода, связь с землей, основательность и укорененность. Я очень быстро восстанавливаюсь в близости к природе, в русской бане.

Уже только во взрослом возрасте я несколько раз была на море за границей. Очень хочется посетить крупные стрессогенные города мира и изучить, как там все устроено. Посетить самые великие музеи и театры мира, посмотреть архитектуру.

 

«В»: Сталкивались ли вы с этой практикой (или методикой) в путешествиях? Если да, то везде ли одинаковые традиции или есть что вас удивило? Или это универсальный метод без границ?

Д.Л.: ASMR-реакция как таковая проявляется у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах в повседневных ситуациях.

Но как жанр творчества – это интернет тренд. Этот контент люди создают в разных странах и на множестве языков.Например, в Корее очень популярны ASMR-итинги, которые вдохновляются азиатским трендом на мукбанг — трансляций ужинов и общеним с аудиторией на стриминговых площадках. Что касается офлайн, я знаю, что в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе существует Whisperlodge — 90-минутное иммерсивное представление ASMR вживую. В Москве есть мастера, кто проводит сеансы нежных прикосновений кисточками и передышками. Звуковые инсталляции создаются художниками в самых крупных музеях мира. И мне бы очень хотелось посмотреть ,например, работы Zimoun — швейцарского художника и композитора, создающего звуковые скульптуры и инсталляции из коробок, вентиляторов и прочих бытовых предметов. Мне приходилось присутствовать на выставках современного искусства, где большое внимание уделяется шепоту или особенному мягкому интонирование в аудиогидах, присущему ASMR. Но в целом, внедрение ASMR-приемов в офлайн еще дело будущего.

 

«В»: Правда ли, что с помощью ASMR можно «выравнивать» даже такие сложные состояния как аэрофобия. Правда ли это? Если да, то какие еще «практические методы применения» для путешественников?

Д.Л: Нужно пробовать. Кому-то может помочь закачать в самолет ASMR-аудио или видео, надеть наушники с шумоподавлением и «отлететь» в мир мурашек. Но на всех контент действует по-разному, как и степень страха имеет значение.

В моих самых смелых фантазиях даже космонавты на орбите используют ASMR-контент чтобы компенсировать недостаток душевного общения с близкими и сенсорных переживаний Земли. Поэтому – да, любимый ASMR-артист может стать символом дома, уюта, безопасности в длительном путешествии или помочь заснуть на новом месте, при смене часовых поясов.

 

«В»: Стоит ли вообще путешествовать, если такие методы как ASMR открывают внутренний мир, а путешествие в собственные ощущения — это целая вселенная. Или это дополнение друг к другу?

Д,Л.: Американский журнал Dazed провел исследование, каким поколение Z видит свое будущее через 10-15 лет. Подрастающее поколение видит цифровую жизнь, компьютерные и видео игры самими интересными развлечениями и хотят проводить в виртуальной  и дополненной реальности  больше времени. Это тренд, который невозможно игнорировать и ASMR-технологии воздействия в него могут удачно вписаться, в том числе в сфере виртуальых путешествий. Но я убеждена, что онлайн и офлайн реальность должны дополнять друг друга, а не замещать. Именно поэтому в книге мы так много пишем о телесных и арт-терапевтических практиках, которые помогают совершить то самое погружение в собственные ощущения. Ничего не заменит реального опыта путешествий.

 

«В»: Для многих современных людей главный критерий оценки той или иной истории «практическая ценность». Например, занимаюсь йогой — потому что мышцы в форме, не ем мясо и не злюсь — потому что это улучшает цвет лица и продлевает жизнь. Применим ли к ASMR такой утилитарный подход?

Д.Л.: Популярность жанру принесла именно его практическая направленность – большинство зрителей используют контент по вечерам для облегчения засыпания, что объясняется с научной точки зрения интенсивностью во время просмотра альфа-волн, связанных с состоянием покоя и расслабленности. Между сном и бодрствованием есть некое промежуточное трансовое состояние, которое помогает нашему мозгу перезагрузиться, отдохнуть и эта потребность возникает у нас и в течении дня много раз. Миллионы зрителей в комментариях отмечают уменьшение тревожности при ПТСР и панических атаках, облегчение симптомов депрессии.

Ну и, кончено, все важные для эволюции процессы (питание, физическая и умственная активность, секс, познание, игра , любопытство) сопровождаются удовольствием. Удовольствие от просмотра ASMR, как и от кино ,например, уже достаточно веская причина продолжать практиковать ASMR .

«До мурашек» или что такое ASMR?