Ямал переводится с ненецкого как «край земли». Помимо газовых месторождений полуостров славится холодной непревзойдённой красотой, многочисленными озёрами, северным сиянием и нехожеными тропами. Со всех уголков страны сюда приезжают на заработки, а некоторые остаются здесь навсегда. Но чтобы исследовать первозданную природу, придётся применить смекалку — не все привычные транспортные средства доступны на севере Западной Сибири.

Текст: Анна Грапонова

Вездеходы

Сегодня на Ямале живёт 540 тысяч человек и проложено 2,5 миллиона километров дорог с твёрдым покрытием. Однако из-за особенностей климата в холодное время года на полуострове прокладывают «зимники» — специальные полосы, проходящие по замёрзшим руслам рек и озёр, по которым ездят автомобили. Для длительных расстояний используются специальные вездеходы с шинами низкого давления— треколы. Несмотря на их высокую стоимость, летом они не теряют популярности: при передвижениях не нарушают травяной покров и не оставляют глубоких следов на мерзлоте.


Климат на Ямале суровый: продолжительные зимы с сильными морозами и метелями сменяются холодным летом, которое длится меньше двух месяцев.


Паромная переправа

Салехард, столицу Ямала, и город Лабытнанги разделяет русло реки Обь. Летом переправа осуществляется паромами, зимой — автомобилями по льду, а в период распутицы, когда дороги становятся малопроезжими от грязи, — катерами на воздушной подушке. Традиционная суета с выбором места, интересные названия буксировщиков и Северный Ледовитый океан, который открывается за Обской губой, — вот, что вас ждёт на пассажирском пароме. Оживлённое движение прекращается ближе к ночи. За сутки судно выполняет 152 круговых рейса с интервалом 10-20 минут. Из-за непогоды иногда возможны корректировки. У Оби своенравный характер: бешеная скорость ветра с одной стороны, и полный штиль с другой — частое явление в этих местах.


Для пассажиров переправа бесплатная: оплачивается только «проезд» автомобиля, из которого можно не выходить.


Воздушная маршрутка

Международный аэропорт Ямала ежедневно принимает рейсы из крупных городов России и мира. А до труднодоступных мест полуострова туристы добираются на вертолёте. Билеты продаются онлайн на тревел-агрегаторах. Приехать на посадку желательно за 30-40 минут до вылета. Рейсы проводятся на Ми-8, самом популярном вертолёте «Ямала», главного перевозчика региона. Перед взлётом проводится инструктаж, а желающим выдают беруши — в «воздушной подушке» очень громко и сильно трясёт. Мобильные телефоны не отключают, при этом связь в небе работает неплохо. Воду и еду не предлагают, и многие берут её с собой, как если бы ехали в поезде. Высота полёта небольшая — до 300 метров: можно рассмотреть бескрайнюю тундру, малочисленные карликовые деревья и ухоженные посёлки, которые в состоянии дать фору многим городам-миллионникам.


Из-за погодных условий часто бывают долгие задержки вертолётных рейсов — до 10 дней!


Нарты

Ямал считается центром мирового оленеводства. Здесь рекордная численность поголовья домашнего северного оленя (600 тысяч голов) и большое количество «тундровиков» (около 11 тысяч человек). Они много кочуют, чтобы найти ненарушенные промышленностью чистые пастбища. Олень для местных ненцев — животное священное: это и деньги, и еда, и транспорт. Зимой и летом жители тундры традиционно передвигаются на нартах — узких длинных санях с двумя полозьями. В них запрягают оленей и направляют хореем — длинным шестом с железным наконечником. В ненецких семьях мальчики с четырёх-пяти лет умеют готовить упряжь и управлять нартами, правда, для них изготавливают облегчённые конструкции.


Сейчас обсуждается проект внедрения в жизнь полуострова «струнного транспорта» как дешёвого, экологичного, долговечного и инновационного вида передвижения, способного работать в условиях вечной мерзлоты.