Какой лучший сувенир из поездки – один из самых сложных вопросов. Привезти собственноручно нарисованный скетч вместо надоевших магнитиков или бессмысленных пылесборников – заветная мечта многих. Лиза Красновахудожница, арт-блогер, автор самоучителей-бестселлеров «Маркеры! Смешиваем цвета и работаем над оттенками» и «Маркеры! Рисуем яркие скетчи с Лизой Красновой» и книги «Раскрашиваем маркерами с Лизой Красновой» рассказывает, как можно воплотить эту мечту в жизнь. А заодно раскрывает тайны удачного путешествия.

«Вояж»: Обычно мы начинаем с любимого вопроса: «любите ли вы путешествовать?». Но в вашем случае он прозвучит слишком банально. Поэтому: какие именно путешествия вы любите? Спонтанные, запланированные заранее, короткие или долгие, так чтобы с полным погружением в реалии, среду и местный колорит?

Лиза Краснова: В начале своей «карьеры» путешественника я не представляла себе никакую поездку без планирования. Абсолютно каждый шаг у меня был расписан по дням и часам. Но вскоре стало понятно, что такие путешествия не приносят никакого удовольствия только усталость и очень смазанные впечатления. Например, как-то в Риме мы посетили почти двадцать церквей за несколько часов и все они слились для нас в одну большую нарядную римскую церковь, ничем не запомнившись. Теперь я уверена, что лучше просто с удовольствием побродить по новому городу со стаканчиком кофе, чем пытаться зайти в каждый музей и осмотреть каждый памятник, попадающийся на пути.

В спонтанных путешествиях, конечно же, тоже есть свое очарование. Однажды мы неожиданно сорвались на музыкальный концерт в Литву. Случайно обнаружив, что любимый артист выступает в Клайпеде, мы подумали а почему бы не сесть в машину и не рвануть через всю Прибалтику туда? И рванули. До сих пор вспоминаем это путешествие, как одно из лучших.

Но даже самые спонтанные поездки я все равно стараюсь немного распланировать осознанно выбрать жилье и хотя бы пару мест, где можно будет покушать в первый день. Опыт подсказывает, что почти что любой перелет или переезд достаточно сильно выматывает, и попытки в таком состоянии найти ресторан и, тем более ночлег, обречены на провал. Или как минимум на мучения.

«Вояж»: Бешеная популярность магнитиков и поделок «на память» тесно связана с тем, что из путешествия хочется увезти «частицу места». Нарисованный скетч удачная замена всем сувенирам или это о другом?

Лиза Краснова: Мне кажется, скетч — это прекрасная замена магнитикам, ведь рисуя что-то своими руками, вы гораздо больше погружаетесь в процесс и в особенности «натуры», которую хотите зарисовать. Вы замечаете больше деталей, задаете больше вопросов — как необычно смотрится каменная статуя гаргулии на этом соборе или что в этом блюде делает розмарин.

Кроме того после любого путешествия у меня все карманы забиты билетиками на автобус, чеками из ресторанов и другой мелочью, которую можно вклеить в свой скетчбук путешественника и с теплом пролистывать его, вспоминая поездку заново.

«Вояж»: Вы – художница и у вас получаются красивые рисунки. Неужели можно, следуя инструкциям, написать лепестки токийской сакуры, парижское мороженое, кубинский коктейль, передать текстуру песка или пушистой еловой ветки с рождественской ярмарки. Ведь так сложно создавать плавные всполохи исландского северного сияния и свечение восточного фонарика! И, если да, то что для этого нужно знать?


Лиза Краснова: Рисование ничем не отличается от других занятий. Также, тщательно следуя инструкциям, можно приготовить вкусную пасту или сделать вышивку крестиком. Для этого не надо обладать какими-то сверхъестественными знаниями, главное начать. А если вы хотите и дальше развиваться в выбранном русле важно не останавливаться на достигнутом, готовить больше, чаще, добавлять что-то свое, импровизировать и вскоре вы станете прекрасным поваром. Или, как в нашем случае, художником. Нужна лишь постоянная и осознанная практика и желание развиваться. Ставя перед собой все более сложные задачи, будь это изготовление муссового тортика или рисование северного сияния, вы будете постоянно учиться новому и становиться профессионалом своего дела. 

«Вояж»: Можете ли вы специально для наших читателей привести пример каких-либо базовых приёмов?
Лиза Краснова: Новичкам я всегда советую начинать рисунки с базовых форм. Например, если вы хотите нарисовать вафельный рожок с мороженным, начните с треугольника (рожка) и кружочка (мороженного). Убедитесь, что они заняли правильное место на листе, что пропорции рожка к мороженному вас устраивают, а затем начинайте понемногу добавлять детали. Например, определитесь с количеством шариков мороженного, добавьте украшения, если они есть, детализируйте текстуру рожка. Потом можно будет добавить надписи, логотип лавки с мороженным или адрес кофейни, где вы его покупали. 

И не стесняйтесь выбирать для первых набросков простые сюжеты. Гораздо лучше набить руку на простом вафельном рожке, чем попытаться нарисовать Собор парижской Богоматери, бросить все на полпути и навсегда разочароваться в скетчинге.

«Вояж»: У некоторых художников маркеры вызывают скептическую реакцию, почему вы выбрали настолько «простой» инструмент?
Лиза Краснова: На мой вкус, если речь идет о скетчинге в путешествиях, маркеры одно из лучших изобретений человечества. Они не требуют воды, кистей и холста. Их легко привезти с собой, легко положить в сумку, не беспокоясь, что что-то протечет, легко ими пользоваться. Если вы хотите просто и с удовольствием рисовать в путешествиях, фиксировать свои впечатления и потом с теплотой  вспоминать о них, листая дома скетчбук с зарисовками, то маркеры и пара ручек это идеальный вариант. 

Конечно, огромный холст маслом потребует гораздо больше умения и, вероятно, будет смотреться  эффектнее, чем небольшая зарисовка в блокноте, но мне кажется, что это совершенно разные вещи, которые не имеет смысла сравнивать. Кто-то привезет из путешествия магнитик, кто-то шубу, а кто-то коробку конфет и бутылку вина. Точно также кто-то полный впечатлений блокнот, а кто-то красивый холст на стену. Каждый выбирает себе что-то по душе. 

«Вояж»: В издательстве «Бомбора» у вас выходит книга «Маркеры! Все о цвете, материалах и скетчах». Как вы пришли к идее написания книги? Какую цель преследуете, написав книгу? У вас активные профили в соцсетях, есть блог и мастер-классы, вы сочли необходимым создать книгу?

Лиза Краснова: Честно говоря, я даже не представляла, что однажды буду обучать кого-то рисованию. Я просто делала скетчи в свое удовольствие и публиковала их в соцсетях. Но вскоре появились молодые художники, которые захотели рисовать также, как я. А за ними интересные заказы, приглашения на творческие конференции, а затем и предложение издать свою книгу. Я была приятно удивлена и обескуражена, но решила, что если моя книга принесет кому-то удовольствие и радость, сподвигнет кого-то начать рисовать и создавать яркие сочные иллюстрации и скетчи, то я просто обязана ее написать. Судя по тиражам предыдущих изданий, так и произошло. И это делает меня несказанно счастливой.

Оказалось, что для многих формат пошаговых уроков с подробными описаниями гораздо комфортнее, чем ускоренный видео-урок или посещение большого и шумного мастер-класса. В наш век новых технологий у книг все же есть преимущества и это прекрасно. 

«Вояж»: Планируете ли вы еще книги? Или может быть блокноты для скетчей в наборе с книгами, как вариант? Кроме маркеров используете ли другой инструмент для своих скетчей?
Лиза Краснова: Прямо сейчас мы обсуждаем с издательством возможность создать сборник раскрасок. Он понравится тем, кому еще сложновато создавать свои собственные скетчи с нуля. Или же тем, кому просто хочется раскрашивать яркие картинки в свое удовольствие, не переживая за продумывание сложной композиции. Для чуть более опытных художников всегда будет оставаться возможность перерисовать готовый контур к себе в скетбчук, добавив что-то от себя, чтобы сделать работу сложнее и проверить свои навыки в композиции.

 «Вояж»: Скажите,а как вы выбираете места и сюжеты для своих скетчей?

Лиза Краснова: Нарисовав первый десяток скетчей, я поняла, что все вокруг может стать натурой. Начиная от неказистой тыквы на овощном рынке и заканчивая старой дверью в итальянском доме. Рисование, особенно рисование скетчей, невероятно развивает наблюдательность, и вы начинаете замечать вещи, который обычный путешественник легко может пропустить. И для этого не обязательно что-то специально выискивать. Достаточно просто поднять глаза и увидеть прекрасное цветение каштана. Или записаться в какой-нибудь музей шоколада и привезти оттуда необычную сладкую плитку, которая станет основой будущего разворота в скетчбуке. 

«Вояж»: Как вы думаете, сам процесс рисования – это искусство, медитация, самовыражение или что-то ещё?
Лиза Краснова: Есть такая присказка, что самые счастливые люди это те, кто сразу видит результат своего труда. Мне кажется, к художникам, особенно к тем, кто делает быстрые зарисовки, это тоже относится. Мне доставляет невероятное удовольствие, когда я беру в руки белый лист, а в итоге получаю яркую и сочную иллюстрацию. Да и сам процесс чем-то похож на медитацию отвлекает от насущных проблем и позволяет полностью расслабиться и погрузиться в творчество. 

«Вояж»: В каком настроении лучше всего рисовать?

Лиза Краснова: Мне кажется, рисовать можно в любом настроении! Даже если вы немного грустите, творчестве может поднять ваш дух. Единственный совет если вы устали, раздражены или опечалены, я советовала бы выбрать для сюжета что-то несложное, то, что у вас точно получится. Красивый удавшийся скетч непременно поднимет вам настроение, каким бы оно ни было до этого.

«Вояж»: Есть ли секреты, как настроиться на творческий процесс?
Лиза Краснова: Думаю, тут нет однозначного ответа. Но я могу дать пару советов, которые помогают мне. Первый это просто взять и начать. Звучит примитивно, но помогает с любым процессом, будь то новый скетч, задача по работе, уборка или планирование путешествия. 

Второй совет зарядиться вдохновением у других. Откройте любимые соцсети художников, загляните на Pinterest, полистайте dribbble или behance, впишитесь в какой-нибудь творческий марафон с интересными или необычными темами, которые мотивируют вас попробовать что-то новое. 

Третий вариант просто выберитесь из дома и прогуляйтесь. Зайдите на овощной рынок или в кондитерскую, отыщите необычную улочку или красивый садик. Любая мелочь может стать источником вдохновения и прекрасной натурой для будущих скетчей. 

«Вояж»: Многие психологи утверждают, для того чтобы погрузиться в процесс, например, путешествия, нужно научиться подмечать детали, концентрироваться на нюансах. Помогает ли в этом рисование? Можно сказать, что с помощью скетчей можно улучшить качество путешествия и сделать собственные впечатления ярче?

Лиза Краснова: Абсолютно согласна с психологами. Именно за это я и обожаю зарисовки в путешествиях! Как я уже говорила выше, на мой взгляд, художник в поисках натуры и в процессе рисования может подметить гораздо больше, чем обычный, пусть и внимательный турист.

«Вояж»: Если вам предоставят выбор: сфотографировать, описать словами или зарисовать, что вы выберите?
Лиза Краснова: К сожалению, в путешествии у нас не всегда есть время для того, чтобы спокойно присесть и достать любимый блокнот для скетчей. Поэтому нередко, заметив красивую улочку, необычный уличный фонарь или яркое мороженное в уличной палатке, я просто делаю фото на будущее. Главное, не забыть про эти фотографии, разобрать их вечером в спокойной обстановке и обязательно что-нибудь нарисовать, иначе они так и будут копиться красивым, но бесполезным грузом в вашем смартфоне. 

«Вояж»: Есть ли у вас любимые сюжеты? Если да, то какие? Если нет, то почему?
Лиза Краснова: Я обожаю рисовать десерты, но здесь нет никаких подводных камней, связанных с творчеством или художественными навыками. Причина проста я сладкоежка.

«Вояж»: Как решиться сделать первый скетч человеку, который ни разу не рисовал? Какой сюжет лучше всего выбрать? Или стоит дождаться импульса и вдохновения?
Лиза Краснова: Ждать я точно не советую. В свое время я сама очень долго откладывала рисование, дожидаясь подходящего момента. Я копила картинки для вдохновения, покупала учебные материалы и книги, но все это ни на шаг не приближало меня к рисованию. Оказалось, что нужно было просто взять и начать. Вы никогда не будете полностью готовы. Так что если вам нужен знак от вселенной, считайте, что это он возьмите карандаш и начните рисовать прямо сейчас. 

«Вояж»: Какие существуют базовые техники для создания скетчей? Как научиться смешивать цвета и добиваться объемности, выразительности картинки?
Лиза Краснова: Кажется, что это тема очень обширная для того, чтобы осветить ее в одном ответе. Думаю, что моя книга или хорошая книга по академическому рисунку тут будет гораздо полезнее.  Конечно, чтобы развиваться в рисовании вам так или иначе понадобится теоретическая база, но для начала, чтобы не отбить все желание рисовать сложными академическими материалами, я бы советовала попробовать свои силы на чем-нибудь простом, не требующем особых знаний о перспективе или объеме. Найдите интересный видеоурок или повторите работу любимого художника. Порисуйте в свое удовольствие. А когда будет подходящее настроение, проштудируйте статьи о композиции, перспективе и объеме. Это точно пригодится, чем бы вы ни рисовали.

«Вояж»: Что надо взять с собой, чтобы привезти из поездки собственные зарисовки?
Лиза Краснова: Минимальный набор путешественника это небольшой скетчбук и карандаш или лайнер (это специальная капиллярная ручка, которой пользуются художники). Если вы рисуете маркерами, советую взять с собой минимальный набор из любимой палитры. Например, если вы планируете рисовать вкусняшки, вам наверняка потребуются коричневые, красные и зеленые цвета. А если городские улочки, то не обойтись из серых и бежевых. Только не думайте об этом слишком много. На самом деле, будет здорово даже если вы возьмете один единственный маркер и будете выборочно добавлять им цвет в свои работы. Это сделает ваш скетчбук более цельным и придаст вашему путешествию особый оттенок.

«Вояж»: Чтобы вы пожелали читателям журнала «Вояж»? 

Лиза Краснова: Путешествовать и рисовать как можно чаще и получать от этого как можно больше удовольствия!