В Музее русского импрессионизма открыта выставка-исследование «Другие
берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» о крупнейшем в США показе русской
живописи, скульптуры и графики сотни лучших авторов. Спустя почти сто лет посетители
могут увидеть знаковые работы из музейных коллекций и частных собраний России и
мира, в том числе из Галереи Альбертина в Вене.

В 1924 году на Выставке русского искусства в Нью-Йорке было представлено более 1000 работ. Эта экспозиция является уникальным срезом русского искусства первой четверти XX века — выставка предполагала продажу произведений, поэтому ее участники отправляли за океан свои лучшие творения.

Со временем работыбыли рассеяны по разным странам. Музей разыскал многие из них в коллекциях США, Канады, Великобритании, Швейцарии, Испании, Франции, Германии, Австрии, Армении, Таджикистана и других стран.На территории России картины оказались разбросаны от Хабаровска до Ростова-на-Дону.

Это большое, почти детективное исследование обещает стать одним из самых масштабных проектов музея. Поиск работ занял у кураторов больше года. Искусствоведам удалось установить судьбу нескольких сотен произведений, некоторые из них заново открыты для зрителей. В экспозицию вошли работы Льва Бакста,Игоря Грабаря, Бориса Григорьева, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиеваи других художников из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, коллекций Виктора Шкулёва, Анатолия и Майи Беккерман, Романа Бабичева и других.

Выставка русского искусства состоялась в 1924 году на одной из самых престижных выставочных площадок Нью-Йорка — в Большом Центральном дворце в центре Манхэттена, после чего посетила ещё двадцать городов США и Канады. Содействие
в ее организации оказали многие видные американские деятели и представители бизнеса,
а в попечительский совет вошел издатель Уильям Хёрст. За время нью-йоркской экспозиции было продано более 90 работ на сумму более 50 000 долларов.
Среди покупателей были дизайнер Луис Комфорт Тиффани, бизнесмен Чарльз Крейн,
Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов.

Подтвердить участие того или иного полотна в американской выставке помогли сотни архивных документов, каталогов аукционных торгов, консультации с музейными хранителями, а также переговоры с коллекционерами и сотрудниками аукционных домов. Среди таких открытий«Старый балет» Константина Сомова из частного собрания, обнаруженный на одном из американских аукционов. Изучение этикеток на оборотах картин и каталожных номеров позволило подтвердить участие в выставке работ «Августовский вечер» Константина Юона, «Чайки» Аркадия Рылова,
«После Куликовской битвы» Валентина Серова и еще ряда произведений.

Значительную роль в подготовке проекта «Другие берега…» сыграли также газеты и журналы двадцатых годов прошлого века. Порой именно рецензии и отзывы в прессе помогали искусствоведам атрибутировать произведение. Так было, например, с картинами «Жёлтое лицо» Кузьмы Петрова-Водкина и «Вечер на Чёрном море»
Григория Бобровского.

 

В Музее русского импрессионизма представлены две работы из собрания
Галереи Альбертина в Вене: «Офицерский парикмахер» Михаила Ларионова
и «Виолончель» Василия Шухаева. Их приезд в Россию стал возможен благодаря специальному партнеру выставки — фармацевтической компании ГЕРОФАРМ,
которая в год своего двадцатилетия поддерживает серию мероприятий для повышения доступности искусства.

К выставке подготовлено фундаментальное издание с информацией о более чем
200 произведениях с американской экспозиции, значительную часть которых пока невозможно привезти в Россию. Опубликованные результаты проведенного музеем исследования дополнены архивными фотографиями и аналитическими материалами. Одну из статей подготовил искусствовед, профессор Университета Южной Калифорнии
Джон Э. Боулт.Финансирование каталога взяли на себя Алексей и Екатерина Толоконниковы.  

Продолжает тему исследования выставочный проект «Гипотезы». На третьем этаже музея расположены работы Виктора и Аполлинария Васнецовых, Станислава Жуковского, Бориса Кустодиева и других художников, участие которых в заокеанской эпопее по-прежнему остается под вопросом. Посетители могут узнать о судьбах картин
и изучить аргументы за и против их демонстрации на выставке в США.

Обе экспозиции позволяютпредставить, как могла выглядеть выставка в Нью-Йорке в 1924 году. Помимо живописных полотен гости музея могут увидеть графические работы, предметы декоративно-прикладного искусства, книжные иллюстрации и архивные фотографии.Выставкисопровождаются обширной просветительской программой
для детей и взрослых, а также инклюзивными мероприятиями.

Куратор выставки — Ольга Юркина, специалист выставочного отдела
Музея русского импрессионизма. В рабочую группу также вошли директор музея
Юлия Петрова, главный хранитель Наталья Свиридова, сотрудники выставочного отдела Дарья Урядова, Елена Ахмерова и Анна Скляревская.