Изучение искусства — это тоже путешествие, ведь каждая новая глава дарит возможность отправиться изучать мир, наблюдая за ним через призму шедевров. Посещение выставок — отдельное удовольствие: можно почувствовать себя туристом, находясь в своём родном городе. Не верите? Вот вам 5 интереснейших маршрутов от Татьяны Быковской.

Дания, Копенгаген. «Легенды датского дизайна» до 11 июня в ГМИИ имени А.С. Пушкина

Дизайн — одна из главных ассоциаций с неповторимой Скандинавией. Казалось бы, что может быть проще, чем стул? Однако, датским мастерам удалось превратить его в культовый предмет, который скрывает в себе множество образов, ассоциаций и параллелей. «Испанский стул» Бёрге Могенсена и «Муравей» Арне Якобсена расскажут вам о XX веке по-особенному ярко и увлекательно.

Арне Якобсен. Стул «Муравей». 1951. Тиковое дерево, металл. Коллекция Московского музея дизайна

Испания, Барселона. «Антонио Гауди. Барселона» до 10 сентября в Московском музее современного искусства

Столица Каталонии — роскошная шкатулка, в которой спрятаны бесценные сокровища гениального Антонио Гауди. В этих шедеврах гармонично соединилось прошлое, настоящее и будущее, чтобы открыть абсолютно новую главу в истории мирового зодчества. Уверены, что чертежи, элементы декора, мебель, фотографии и макеты, представленные на выставке, помогут вам открыть для себя Гауди   — настоящего волшебника от архитектуры.

Фрагмент керамичекой мозаики из Парка Гуэля. Известняк, песок, цемент. Ок. 1903. Фото: Гилем Фернандез-Уэрта

Узбекистан, Нукус. «Сокровища Нукуса. Из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого» до 30 мая в Отделе личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина

Коллекция создателя музея Игоря Савицкого — возможность познакомиться со среднеазиатским видением авангарда, сравнить его с работами русских мастеров XX века, вспомнить шедевры Двуречья и Древнего Египта и заглянуть в будущее. На выставке возникает своеобразный диалог между живописными произведениями, археологическими экспонатами и предметами декоративно-прикладного искусства. Думаю, после посещения выставки у вас точно не возникнет вопросов, почему же «Восток — дело тонкое».

Виктор Уфимцев. К поезду. 1927. Холст, масло. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого

Армения, Ереван. «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа» до 4 июня в Музее русского импрессионизма

58 шедевров откроют для вас другую Армению — Армению с очень тонкой, мягкой, музыкальной палитрой, чарующими образами и заворачивающими шедеврами. Здесь не будет роскошества восточных базаров и обжигающих красок полуденных улиц, зато будут изысканные параллели с творчеством французских и русских импрессионистов, которые подарят вам  драгоценные минуты наедине со своими размышлениями и мечтами.

Портрет Жюстины, жены художника, 1903. Егише Тадевосян. Холст, масло, 87.5×141.5. НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ АРМЕНИИ, ЕРЕВАН

Италия, Болонья. «Джорджо Моранди. 1890-1964» до 10 сентября в Галерее стран Европы и Америки XIX-XX веков

Итальянский гений, значительно повлиявший на искусство XX века, практически не покидал стены своей болонской мастерской: в течение нескольких десятилетий Моранди экспериментировал с простыми, на первый взгляд, предметами, превращая их в маленькие вселенные. Его минималистические композиции отсылают к традициям Ренессанса, творчеству испанских мастеров XVI века, живописному видению Сезанна и эстетике кубизма. Уверенны, что среди живописных и графических работ, личных вещей и фотографий вы сможете увидеть другую Италию — авангардную и смелую.

«Натюрморт», 1941. Джорджо Моранди. Холст, масло. Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a