Стайлинг, оклейка, антигравийная и виниловая пленка – уже давно знакомые слова для автомобилистов. А каким было отношение к стайлингу автомобиля раньше и как оно изменилось? О трендах оклейки, ведущих брендах пленок для автомобилей и страхах автомобилистов с журналом «Вояж» поговорил Алексей Егай, основатель VinylRussiaWrapCar и Re-styling.pro.

Алексей Егай, основатель VinylRussia, WrapCar и Re-styling.pro.

Отношение к оклейке: было – стало

Раньше отношение к пленкам было из серии «оклеенная машина – значит битая или есть проблемы с кузовом, лакокрасочным покрытием». Сейчас тенденция изменилась на полностью противоположную – «оклеенная машина – значит защищенная, человек позаботился о своём автомобиле заранее». Это очень сильно влияет на добавленную ценность.

Недавно я случайно летел с собственником Porsche, и мы общались на тему оклейки. Он сказал, что недавно продал Porsche 911, этот автомобиль был тестовым. Клиент приехал за ним из другого города и сказал: «Как же вы его не забронировали, не защитили? Давайте тогда скидку». И пришлось на 200 000 «подвинуться», хотя если бы в свое время потратили 40-50 000 на защиту ударной части, то таких скидок делать бы не пришлось.

Сейчас клиенты понимают, в чем глубина ценности, и я думаю, что в ближайшие 3-5 лет тренд защиты лакокрасочного покрытия будет сравним с тонировкой. То есть ты купил машину, нужно ее затонировать и защитить ударную часть, поэтому самый глобальный тренд заключается в том, что идет смена отношения.

Plasti Dip VS пленка

В 2014 году, как только plasti dip вышел на рынок, мы его активно изучали, продавали и даже окрашивали один из своих автомобилей, чтобы понять, в чем ценность. Я бы сказал, что сравнивать plasti dip и любую жидкую резину с пленкой нельзя.

У plasti dip нет клеевой основы – он держится за счет того, что формуется по кузову автомобиля при нанесении. Соответственно, если будет скол, то образуется дырочка, которая впоследствии начнет расходиться. Plasti dip удобно и легко использовать для мелких элементов. Допустим, если мы хотим, чтобы задние значки на автомобиле были другого цвета – для таких вещей plasti dip подходит. Можно быстро локально покрасить маленький элемент и он будет другого цвета. Другая черта plasti dip – он очень легко снимается, и срок эксплуатации ниже, чем у пленки.

То же самое можно сказать про керамические покрытия. Да, толщина микрон – 20, но в пленке в среднем 100-200 микрон. От сколов пленка защищает лучше. Любая керамика – тот же лак, просто усиленный. Он стал прочнее, но вероятность скола все равно очень высока. И это не говоря о мелких парковочных ДТП, когда вас задели совсем чуть-чуть – тогда по-любому придется полировать. А пленку можно просто снять, наклеить новую, и элемент в идеальном состоянии.

Топовые бренды

Нужно всегда разделять производителей: есть антигравийные – это прозрачные пленки, которые наклеиваются для защиты автомобиля, и для стайлинга – это пленки для смены цвета, для узоров и линий.

Сейчас много производителей, которые фокусируются именно на защитной полиуретановой пленке. Из самых серьезных и массовых брендов я бы выделил французскую компанию HEXIS, американские компании Llumar и Suntek – это основные игроки на рынке. Есть компания Xpel, тоже Америка, но на нашем рынке она практически не представлена.

На самом деле, смысла переплачивать за бренд абсолютно нет. Пленки примерно одинаковые по качеству, у них просто разные преимущества – у кого-то царапины быстрее затягиваются, у кого-то срок подольше.

Если мы говорим про цветные пленки, то тут я бы опять выделил HEXIS – у них есть хорошая линейка цветных продуктов. Есть Avery, а также интересный производитель Bruxsafol. Они делают акцент только на автомобильной пленке и только на премиум-сегменте. Они очень скрупулезно подходят к созданию цвета, глубоко уходят в оттенки, они черпают вдохновение в природе и создают пленки глубоких красивых цветов, в переливах, с матовым блеском. Безусловно, брендов много, есть и китайские. Но, в основном, те, кто сейчас продают цветные пленки – это HEXIS, Avery, Bruxsafol и Oracal. У них тоже высококачественные продукты и большой спектр цветов.

Азиатское производство

За производством пленок на автомобили я наблюдаю уже 10 лет и у меня нет предвзятого отношения к азиатским производителям. Я все-таки жду, когда они произведут что-то качественное. Но тенденция стабильна – они делают продукт, более-менее подходящий по качеству, но он не дотягивает до европейского и американского. Хотя уже близок.

Сейчас набирают обороты корейские полиуретановые пленки, у них есть производители, которые дают более-менее качественные пленки, но опять же не такие, как европейцы и американцы.

Есть несколько американских брендов, которые локализовывают производство в Китае и под своей маркой все очень качественно упаковывают. Однако, когда смотришь на эту пленку с позиции эксперта и понимаешь, какой она должна быть, осознаешь, что Азии еще расти и расти.

Российский рынок: есть ли перспективы?

Что касается производства в России, на сегодняшний день производителей у нас нет. Если говорить о цветных пленках ПВХ, то процесс еще можно запустить – он не будет дорогостоящим. Однако большого рынка сбыта у нас нет.

Если говорить про полиуретан, то можно много продавать даже на экспорт. Тут встает вопрос поиска грамотного технолога, да и производственная линия очень дорогая. Полиуретановое сырье продается в нескольких местах в мире, на него есть определенные квоты. А когда существуют мировые бренды, под которые все расписано, получить высококачественное сырье сложно. В антигравийных пленках все зависит от формулы клея и верхнего слоя, и у производителей гонка вокруг формулы, как правильно нанести на полиуретан клей, чтобы при этом материал сохранил защитные свойства и не испортился.

Топ-страхов автомобилистов

Часто клиенты спрашивают: «Когда я сниму пленку, лак не слезет с пленкой? Не будет повреждений?». Это, наверное, самый часто задаваемый вопрос. Когда мы оклеиваем автомобиль, мы защищаем лаковое покрытие и оно становится более стойким. Главное – выбрать качественного производителя, правильную серию и материал, который предназначен для автомобильной оклейки. Ведь есть пленки, предназначенные для рекламы – они менее качественные, у них другой клей. В этом случае есть риск снятия пленки вместе с краской. Но при использовании правильных материалов рисков нет.

Второй частый вопрос: «Если я меняю цвет с белого на черный, нужно ли менять ПТС? Как к этому относятся сотрудники полиции?». Тут все очень просто – идем в ГАИ, меняем цвет, платим госпошлину, и нам выдают свидетельство.

Касательно стоимости, для любого сегмента есть свой продукт. Если мы говорим про защиту автомобиля, то есть 3 основных продукта, которыми можно защищать машину. Естественно, самый дешевый продукт защищает хуже всего, но все же через 5 лет такая машина будет выглядеть лучше той, которая не защищена вообще. Есть «средний» продукт и более дорогой – как раз те полиуретановые пленки, в которых есть своя градация. В самом полиуретане как материале нет корреляции цены и качества.

Нужно понимать, зачем ты защищаешь машину той или иной пленкой – возможно, ты постоянно ездишь по трассе и идет пескоструй от впереди идущей машины или, наоборот, только городская эксплуатация, когда нужно защититься от реагентов. Чаще всего клиент не задает вопрос, для чего предназначены пленки, а многие установщики, не понимающие способ производства, продают то, что для них проще.

Случается так, что клиенту не нужна дорогая пленка, и можно поставить намного дешевле. Или, наоборот, нельзя ставить дешевую, потому что он ездит по трассам.

Это касается антигравийных пленок. В стайлинге разброс еще больше. Можно выбрать пленку для полной оклейки и оклеить автомобиль, начиная с 60-70 000, причем пленка будет качественная. Скорее всего, это будет стандартный черный или белый цвет, но такая цена есть.

Можно сделать хром с дизайном, который будет стоить под 400 000. Разброс большой, поэтому каждый найдет то, что ему подходит. Тем более, когда ты хочешь сделать стайлинг, необязательно оклеивать автомобиль целиком. Можно сделать линии или интересный дизайн, и этого будет достаточно для того, чтобы привнести новизну. Если делать минимально, то это может стоить даже 10-15 000.

Как выбрать идеальную пленку и не разочароваться

Если наша цель – защитить автомобиль, тут я бы сначала понял, как я его эксплуатирую. Допустим, у меня смешанная эксплуатация – я выезжаю на трассу, но большую часть времени езжу в городе, пробег – 20 000 в год. Для такого я бы не стал брать самую толстую пленку, лучше стандартную 150-200 микрон. Обязательно нужно защитить ударную часть автомобиля и дополнительные детали: пороги, места под ручками и полосу на багажнике. Это главные зоны риска.

Я бы посоветовал пленку HEXIS Bodyfence – по цене и качеству она подойдет лучше всего. Если брать более дорогой материал с такой же толщиной и защитными свойствами, можно взять американскую пленку Suntek. Эти продукты я бы назвал самыми популярными. Москвичи, например, предпочитают Suntek, а Bodyfence более популярна в регионах. С точки зрения качества они идентичны.

Конечно, если есть возможность защитить автомобиль целиком и потратить порядка 150 000, то добавленная ценность будет очень высока.

Мне очень важно, когда машина блестит на солнце, она яркая и красивая, на ней нет мелкой паутинки, только четкий классный глянец, который горит изнутри. За счет того, что у полиуретановой пленки есть функция самовосстановления, она сама убирает маленькие царапины или это можно сделать при помощи кипятка, или солнечных лучей. Можно постоянно эксплуатировать автомобиль и покрытие будет выглядеть, как новое.

Те люди, которые 5-7 лет назад попробовали оклеить автомобиль, – сначала половину капота, половину крыльев и бампер – при покупке следующей машины защищают всю «морду», а третий автомобиль оклеивают уже целиком. Когда ты пробуешь, начинаешь понимать ценность от того, что защищаешься от всевозможных рисков, получаешь эмоции, и, что немаловажно, при продаже автомобиля не придется делать скидку.